Решение по делу №5 в отношении администрации Искитимского района Новосибирской области

Номер дела: 5
Дата публикации: 9 апреля 2014, 11:44

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 26  марта 2014 г.             г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 09 апреля    2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Иванов С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 5, возбужденное 24.02.2014 г. по признакам нарушения администрацией Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

На  основании Приказа Новосибирского УФАС России № 328 от 05.11.2013г. была проведена плановая проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией Искитимского района Новосибирской области. По результатам проверки составлен акт № 05-05 от 11.02.2014г., указывающий на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Искитимского района Новосибирской области, которые выразились в заключении  ряда договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011) согласно которым, плательщиками оценки рыночной стоимости муниципального имущество являлись различные хозяйствующие субъекты.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 44, ч 12 ст. 44 Федерального закона № ФЗ-135 от 26.06.2006 «О защите конкуренции» приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 48 от 24.02.2014г.  в отношении администрации Искитимского района Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрация Искитимского района Новосибирской области представила следующие пояснения по существ дела (вх. № 2698 от 24.03.2014).

По вопросу применения в типовом проекте договора аренды нежилых помещений (приложение №3) к нормативному акту утвержденному Решением Совета депутатов Искитимского района от 21.09.2010 № 47 , в договорах № 14/п от 12.07.2013 г., № 15/п от 01.07.2013 г., № 17/п от 27.06.2011 г., № 16/п от 27.06.2011 г., №8/п от 15.07.2010 г., № 28/п от 01.07.2010 обязанностей Арендатора ответчик поясняет, что подпунктом.2.2.18 типового договора аренды и названных договоров, предусмотрено проведение оценки объекта аренды арендатором.

Однако в акте № 05-05 от 11.02.2014 г. было указано, что согласно вышеназванных договоров плательщиками оценки рыночной стоимости арендной платы за арендуемое имущество являлись хозяйствующие субъекты, данные выводы не соответствуют действительности, так как «оценка объекта аренды» и «оценка рыночной стоимости арендной платы» совершенно разные понятия и имеют разный экономический и юридический смысл.

При проведении торгов и заключении договоров аренды администрация Искитимского района за свой счет и от своего имени заказывает оценку 1 кв.м восстановительной рыночной стоимости объекта, которая используется для расчета начального размера арендной платы.

Орган местного самоуправления вправе требовать от потенциальных арендаторов муниципального имущества включения в договор аренды муниципальной собственности условия о заключении лицом, ставшим арендатором, договора страхования арендуемого имущества на определенных условиях.

Указанная в п.п. 2.2.18. типового договора оценка рыночной стоимости объекта проводится только в целях обеспечения страхования имущества арендатором, и для расчета арендной платы не применяется, т.е. фактически является этапом страхования имущества (обязанностью арендатора) и является гарантом защиты имущественных прав арендатора, правомерность подобных действий муниципального образования по страхованию имущества подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 8418/11. Из части второй ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что обязательная оценка производится в случае распоряжения государственным и муниципальным имуществом, однако договор страхования имущества не является сделкой по распоряжению имуществом, следовательно, не может служить признаком препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничивать конкуренцию в сфере аренды муниципального имущества и на рынке оценочных услуг и влиять на размещение заказа для муниципальных нужд, т.к. для получения услуг по оценке для страхования арендаторы не размещают заказы для муниципальных нужд.

При предоставлении имущества в аренду (т.е. распоряжении имуществом) оценку рыночной стоимости для расчета арендной платы производит только администрация Искитимского района и дальнейшее предоставление имущества осуществляет в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

То есть, исходя из изложенного, поскольку результаты оценки проводимой арендатором по п.п. 2.2.18. договора используются арендатором только для определения страховой суммы выплаты арендатору при наступлении страхового случая и, собственно, являются требованиями к условиям страхования, а не требованием к хозяйствующему субъекту или товару, то никак не влияют на размер арендной платы, условия и порядок предоставления имущества при осуществлении распоряжения им, то и нарушений п.2 ст. 15 Закона о защите конкуренции выражающихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам не усматривается. Фактически условия п.п.2.2.18. не являются существенными для предоставления имущества в аренду, так как гарантия сохранности предоставленного имущества обеспечивается так же п.4.3. договора. Подготовлен проект о внесении изменений в типовой договор аренды и предложен на рассмотрение Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области, исключающих неверное толкование подпункта 2.2.18.

Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В акте № 05-05 по результатам проверки была допущена техническая ошибка, словосочетание «плательщиками оценки рыночной стоимости арендной платы за арендуемое муниципальное имущество являлись различные хозяйствующие субъекты» следует читать как «плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являлись различные хозяйствующие субъекты».

Решением Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области № 47 от 21.09.2010г. установлен типовой договор  аренды нежилых помещений (приложение № 3 к решению сессии Совета депутатов).

Пунктом  2.2.18 вышеуказанного договора установлено, что арендодатель уполномочивает арендатора один раз в год производить оценку объекта аренды от имени арендодателя за счет собственных средств арендатора. Средства, затраченные на проведение оценки, возмещению не подлежат. Установление данного требования противоречит  действующему законодательству и является препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, являющимися арендаторами муниципального имущества Искитимского района Новосибирской области.

На основании типового договора в период с 2010 по 2013 гг. администрацией Искитимского района был подписан ряд договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011; № 31/п 15.07.2010; 28/п от 01.07.2010 ) согласно которым, плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являлись различные хозяйствующие субъекты.

Статья 8 Федерального закона № ФЗ-135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет, что проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

 Статья 10 Федерального закона № ФЗ-135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет что отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, непосредственно арендодатель обязан решать вопросы, связанные с оценкой сдаваемых в аренду объектов федерального имущества, договор на оценку заключается без участия арендатора.

Установление обязательств арендатора по ежегодной оценке арендуемого муниципального имущества создает неравные условия между арендаторами имущества в Искитимском районе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке и тем самым нарушает ч. 1. ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось во включении в ряд договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011) условия о том, что  плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являются хозяйствующие субъекты.

2.   Поскольку договоры аренды заключены и действуют, предписание не выдавать.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 14125 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №5 в отношении администрации Искитимского района Новосибирской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14125 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397105156 [changed] => 1397105257 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397105257 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 26  марта 2014 г.             г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 09 апреля    2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Иванов С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 5, возбужденное 24.02.2014 г. по признакам нарушения администрацией Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

На  основании Приказа Новосибирского УФАС России № 328 от 05.11.2013г. была проведена плановая проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией Искитимского района Новосибирской области. По результатам проверки составлен акт № 05-05 от 11.02.2014г., указывающий на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Искитимского района Новосибирской области, которые выразились в заключении  ряда договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011) согласно которым, плательщиками оценки рыночной стоимости муниципального имущество являлись различные хозяйствующие субъекты.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 44, ч 12 ст. 44 Федерального закона № ФЗ-135 от 26.06.2006 «О защите конкуренции» приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 48 от 24.02.2014г.  в отношении администрации Искитимского района Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрация Искитимского района Новосибирской области представила следующие пояснения по существ дела (вх. № 2698 от 24.03.2014).

По вопросу применения в типовом проекте договора аренды нежилых помещений (приложение №3) к нормативному акту утвержденному Решением Совета депутатов Искитимского района от 21.09.2010 № 47 , в договорах № 14/п от 12.07.2013 г., № 15/п от 01.07.2013 г., № 17/п от 27.06.2011 г., № 16/п от 27.06.2011 г., №8/п от 15.07.2010 г., № 28/п от 01.07.2010 обязанностей Арендатора ответчик поясняет, что подпунктом.2.2.18 типового договора аренды и названных договоров, предусмотрено проведение оценки объекта аренды арендатором.

Однако в акте № 05-05 от 11.02.2014 г. было указано, что согласно вышеназванных договоров плательщиками оценки рыночной стоимости арендной платы за арендуемое имущество являлись хозяйствующие субъекты, данные выводы не соответствуют действительности, так как «оценка объекта аренды» и «оценка рыночной стоимости арендной платы» совершенно разные понятия и имеют разный экономический и юридический смысл.

При проведении торгов и заключении договоров аренды администрация Искитимского района за свой счет и от своего имени заказывает оценку 1 кв.м восстановительной рыночной стоимости объекта, которая используется для расчета начального размера арендной платы.

Орган местного самоуправления вправе требовать от потенциальных арендаторов муниципального имущества включения в договор аренды муниципальной собственности условия о заключении лицом, ставшим арендатором, договора страхования арендуемого имущества на определенных условиях.

Указанная в п.п. 2.2.18. типового договора оценка рыночной стоимости объекта проводится только в целях обеспечения страхования имущества арендатором, и для расчета арендной платы не применяется, т.е. фактически является этапом страхования имущества (обязанностью арендатора) и является гарантом защиты имущественных прав арендатора, правомерность подобных действий муниципального образования по страхованию имущества подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 8418/11. Из части второй ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что обязательная оценка производится в случае распоряжения государственным и муниципальным имуществом, однако договор страхования имущества не является сделкой по распоряжению имуществом, следовательно, не может служить признаком препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничивать конкуренцию в сфере аренды муниципального имущества и на рынке оценочных услуг и влиять на размещение заказа для муниципальных нужд, т.к. для получения услуг по оценке для страхования арендаторы не размещают заказы для муниципальных нужд.

При предоставлении имущества в аренду (т.е. распоряжении имуществом) оценку рыночной стоимости для расчета арендной платы производит только администрация Искитимского района и дальнейшее предоставление имущества осуществляет в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

То есть, исходя из изложенного, поскольку результаты оценки проводимой арендатором по п.п. 2.2.18. договора используются арендатором только для определения страховой суммы выплаты арендатору при наступлении страхового случая и, собственно, являются требованиями к условиям страхования, а не требованием к хозяйствующему субъекту или товару, то никак не влияют на размер арендной платы, условия и порядок предоставления имущества при осуществлении распоряжения им, то и нарушений п.2 ст. 15 Закона о защите конкуренции выражающихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам не усматривается. Фактически условия п.п.2.2.18. не являются существенными для предоставления имущества в аренду, так как гарантия сохранности предоставленного имущества обеспечивается так же п.4.3. договора. Подготовлен проект о внесении изменений в типовой договор аренды и предложен на рассмотрение Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области, исключающих неверное толкование подпункта 2.2.18.

Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В акте № 05-05 по результатам проверки была допущена техническая ошибка, словосочетание «плательщиками оценки рыночной стоимости арендной платы за арендуемое муниципальное имущество являлись различные хозяйствующие субъекты» следует читать как «плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являлись различные хозяйствующие субъекты».

Решением Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области № 47 от 21.09.2010г. установлен типовой договор  аренды нежилых помещений (приложение № 3 к решению сессии Совета депутатов).

Пунктом  2.2.18 вышеуказанного договора установлено, что арендодатель уполномочивает арендатора один раз в год производить оценку объекта аренды от имени арендодателя за счет собственных средств арендатора. Средства, затраченные на проведение оценки, возмещению не подлежат. Установление данного требования противоречит  действующему законодательству и является препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, являющимися арендаторами муниципального имущества Искитимского района Новосибирской области.

На основании типового договора в период с 2010 по 2013 гг. администрацией Искитимского района был подписан ряд договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011; № 31/п 15.07.2010; 28/п от 01.07.2010 ) согласно которым, плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являлись различные хозяйствующие субъекты.

Статья 8 Федерального закона № ФЗ-135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет, что проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

 Статья 10 Федерального закона № ФЗ-135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет что отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, непосредственно арендодатель обязан решать вопросы, связанные с оценкой сдаваемых в аренду объектов федерального имущества, договор на оценку заключается без участия арендатора.

Установление обязательств арендатора по ежегодной оценке арендуемого муниципального имущества создает неравные условия между арендаторами имущества в Искитимском районе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке и тем самым нарушает ч. 1. ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось во включении в ряд договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011) условия о том, что  плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являются хозяйствующие субъекты.

2.   Поскольку договоры аренды заключены и действуют, предписание не выдавать.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 26  марта 2014 г.             г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 09 апреля    2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Иванов С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 5, возбужденное 24.02.2014 г. по признакам нарушения администрацией Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

На  основании Приказа Новосибирского УФАС России № 328 от 05.11.2013г. была проведена плановая проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией Искитимского района Новосибирской области. По результатам проверки составлен акт № 05-05 от 11.02.2014г., указывающий на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Искитимского района Новосибирской области, которые выразились в заключении  ряда договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011) согласно которым, плательщиками оценки рыночной стоимости муниципального имущество являлись различные хозяйствующие субъекты.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 44, ч 12 ст. 44 Федерального закона № ФЗ-135 от 26.06.2006 «О защите конкуренции» приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 48 от 24.02.2014г.  в отношении администрации Искитимского района Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрация Искитимского района Новосибирской области представила следующие пояснения по существ дела (вх. № 2698 от 24.03.2014).

По вопросу применения в типовом проекте договора аренды нежилых помещений (приложение №3) к нормативному акту утвержденному Решением Совета депутатов Искитимского района от 21.09.2010 № 47 , в договорах № 14/п от 12.07.2013 г., № 15/п от 01.07.2013 г., № 17/п от 27.06.2011 г., № 16/п от 27.06.2011 г., №8/п от 15.07.2010 г., № 28/п от 01.07.2010 обязанностей Арендатора ответчик поясняет, что подпунктом.2.2.18 типового договора аренды и названных договоров, предусмотрено проведение оценки объекта аренды арендатором.

Однако в акте № 05-05 от 11.02.2014 г. было указано, что согласно вышеназванных договоров плательщиками оценки рыночной стоимости арендной платы за арендуемое имущество являлись хозяйствующие субъекты, данные выводы не соответствуют действительности, так как «оценка объекта аренды» и «оценка рыночной стоимости арендной платы» совершенно разные понятия и имеют разный экономический и юридический смысл.

При проведении торгов и заключении договоров аренды администрация Искитимского района за свой счет и от своего имени заказывает оценку 1 кв.м восстановительной рыночной стоимости объекта, которая используется для расчета начального размера арендной платы.

Орган местного самоуправления вправе требовать от потенциальных арендаторов муниципального имущества включения в договор аренды муниципальной собственности условия о заключении лицом, ставшим арендатором, договора страхования арендуемого имущества на определенных условиях.

Указанная в п.п. 2.2.18. типового договора оценка рыночной стоимости объекта проводится только в целях обеспечения страхования имущества арендатором, и для расчета арендной платы не применяется, т.е. фактически является этапом страхования имущества (обязанностью арендатора) и является гарантом защиты имущественных прав арендатора, правомерность подобных действий муниципального образования по страхованию имущества подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 8418/11. Из части второй ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что обязательная оценка производится в случае распоряжения государственным и муниципальным имуществом, однако договор страхования имущества не является сделкой по распоряжению имуществом, следовательно, не может служить признаком препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничивать конкуренцию в сфере аренды муниципального имущества и на рынке оценочных услуг и влиять на размещение заказа для муниципальных нужд, т.к. для получения услуг по оценке для страхования арендаторы не размещают заказы для муниципальных нужд.

При предоставлении имущества в аренду (т.е. распоряжении имуществом) оценку рыночной стоимости для расчета арендной платы производит только администрация Искитимского района и дальнейшее предоставление имущества осуществляет в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

То есть, исходя из изложенного, поскольку результаты оценки проводимой арендатором по п.п. 2.2.18. договора используются арендатором только для определения страховой суммы выплаты арендатору при наступлении страхового случая и, собственно, являются требованиями к условиям страхования, а не требованием к хозяйствующему субъекту или товару, то никак не влияют на размер арендной платы, условия и порядок предоставления имущества при осуществлении распоряжения им, то и нарушений п.2 ст. 15 Закона о защите конкуренции выражающихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам не усматривается. Фактически условия п.п.2.2.18. не являются существенными для предоставления имущества в аренду, так как гарантия сохранности предоставленного имущества обеспечивается так же п.4.3. договора. Подготовлен проект о внесении изменений в типовой договор аренды и предложен на рассмотрение Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области, исключающих неверное толкование подпункта 2.2.18.

Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В акте № 05-05 по результатам проверки была допущена техническая ошибка, словосочетание «плательщиками оценки рыночной стоимости арендной платы за арендуемое муниципальное имущество являлись различные хозяйствующие субъекты» следует читать как «плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являлись различные хозяйствующие субъекты».

Решением Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области № 47 от 21.09.2010г. установлен типовой договор  аренды нежилых помещений (приложение № 3 к решению сессии Совета депутатов).

Пунктом  2.2.18 вышеуказанного договора установлено, что арендодатель уполномочивает арендатора один раз в год производить оценку объекта аренды от имени арендодателя за счет собственных средств арендатора. Средства, затраченные на проведение оценки, возмещению не подлежат. Установление данного требования противоречит  действующему законодательству и является препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, являющимися арендаторами муниципального имущества Искитимского района Новосибирской области.

На основании типового договора в период с 2010 по 2013 гг. администрацией Искитимского района был подписан ряд договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011; № 31/п 15.07.2010; 28/п от 01.07.2010 ) согласно которым, плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являлись различные хозяйствующие субъекты.

Статья 8 Федерального закона № ФЗ-135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет, что проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

 Статья 10 Федерального закона № ФЗ-135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет что отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, непосредственно арендодатель обязан решать вопросы, связанные с оценкой сдаваемых в аренду объектов федерального имущества, договор на оценку заключается без участия арендатора.

Установление обязательств арендатора по ежегодной оценке арендуемого муниципального имущества создает неравные условия между арендаторами имущества в Искитимском районе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке и тем самым нарушает ч. 1. ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось во включении в ряд договоров аренды нежилых помещений (№ 14/п от 12.06.2013; № 15/п от 01.07.2013; № 17/п от 27.06.2011; № 16/п от 27.06.2011) условия о том, что  плательщиками оценки арендуемого муниципального имущества являются хозяйствующие субъекты.

2.   Поскольку договоры аренды заключены и действуют, предписание не выдавать.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5 [format] => [safe_value] => 5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 5, возбужденное 24.02.2014 г. по признакам нарушения администрацией Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила...

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 5, возбужденное 24.02.2014 г. по признакам нарушения администрацией Искитимского района Новосибирской области (ул. Пушкина, д. 51, г. Искитим, Новосибирская область, 633209) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 388 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 388 [vid] => 6 [name] => Строительство и недвижимость [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-09 04:44:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 13893 [access] => 1 [node] => stdClass Object ( [vid] => 13893 [uid] => 5 [title] => Кто платит дважды? [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 1 [sticky] => 0 [nid] => 13893 [type] => news [language] => ru [created] => 1395904131 [changed] => 1397105456 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397105456 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

26 марта Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрело два дела, возбужденных в отношении администрации Искитимского района и Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области. Предметом рассмотрения дел стали признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные по результатам плановой проверки, проведенной в конце 2013 года.

 

Так, Совет депутатов Искитимского района утвердил Положение о порядке сдачи в аренду муниципального  имущества, находящегося в собственности Искитимского района и типовой проект договора аренды нежилых помещений, которые устанавливают обязанность арендатора один раз в год производить оценку стоимости имущества за счет собственных средств, а администрация Искитимского района заключила ряд договоров аренды, руководствуясь вышеуказанным проектом.

 

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС было установлено, что ежегодная оценка необходима для своевременного страхования имущества, пункт о котором на законных основаниях уже присутствовал в тексте договора.  Так как процедура страхования неотъемлемо включает в себя и оценку имущества, необходимость дублировать данную процедуру отсутствует. «Обязывать хозяйствующие субъекты производить оценку муниципального имущества для иных целей (например, для определения стоимости арендной платы)  органы местного самоуправления не вправе» - подытожил председатель Комиссии Наталья Петровна Камнева.

 

По итогам заседания Комиссии Новосибирского УФАС администрация Искитимского района и Совет депутатов Искитимского района были признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», Совету депутатов вынесено Предписание о внесении изменений в текст Положения  о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Искитимского района и типового проекта договора аренды нежилых помещений.

 

Вопросы по телефону: 223-09-49

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

26 марта Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрело два дела, возбужденных в отношении администрации Искитимского района и Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области. Предметом рассмотрения дел стали признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные по результатам плановой проверки, проведенной в конце 2013 года.

 

Так, Совет депутатов Искитимского района утвердил Положение о порядке сдачи в аренду муниципального  имущества, находящегося в собственности Искитимского района и типовой проект договора аренды нежилых помещений, которые устанавливают обязанность арендатора один раз в год производить оценку стоимости имущества за счет собственных средств, а администрация Искитимского района заключила ряд договоров аренды, руководствуясь вышеуказанным проектом.

 

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС было установлено, что ежегодная оценка необходима для своевременного страхования имущества, пункт о котором на законных основаниях уже присутствовал в тексте договора.  Так как процедура страхования неотъемлемо включает в себя и оценку имущества, необходимость дублировать данную процедуру отсутствует. «Обязывать хозяйствующие субъекты производить оценку муниципального имущества для иных целей (например, для определения стоимости арендной платы)  органы местного самоуправления не вправе» - подытожил председатель Комиссии Наталья Петровна Камнева.

 

По итогам заседания Комиссии Новосибирского УФАС администрация Искитимского района и Совет депутатов Искитимского района были признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», Совету депутатов вынесено Предписание о внесении изменений в текст Положения  о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Искитимского района и типового проекта договора аренды нежилых помещений.

 

Вопросы по телефону: 223-09-49

[safe_summary] => ) ) ) [field_news_category] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 6 ) ) ) [field_news_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

26 марта Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрело два дела, возбужденных в отношении администрации Искитимского района и Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области. Предметом рассмотрения дел стали признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные по результатам плановой проверки, проведенной в конце 2013 года.

[format] => full_html [safe_value] =>

26 марта Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрело два дела, возбужденных в отношении администрации Искитимского района и Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области. Предметом рассмотрения дел стали признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные по результатам плановой проверки, проведенной в конце 2013 года.

) ) ) [field_news_tags] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 ) ) ) [field_news_file] => Array ( ) [field_news_calendar] => Array ( ) [field_news_illustrations] => Array ( ) [field_news_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 ) [1] => Array ( [tid] => 31 ) [2] => Array ( [tid] => 388 ) ) ) [field_news_pictures] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 1777 [uid] => 5 [filename] => 15.png [uri] => public://15_1.png [filemime] => image/png [filesize] => 229972 [status] => 1 [timestamp] => 1395904131 [origname] => 15.png [rdf_mapping] => Array ( ) [alt] => [title] => [width] => 510 [height] => 341 ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 13575 ) [1] => Array ( [nid] => 13579 ) [2] => Array ( [nid] => 14125 ) [3] => Array ( [nid] => 14126 ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-27 07:08:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1395904131 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => ) ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 04:44:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397105156 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )