• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области об итогах работы за 2019 год

Информация

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Новосибирской области об итогах работы за 2019 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

В 2019 (2018) году Новосибирским УФАС России было рассмотрено 740 (512)   заявлений о нарушении   Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Всего в ходе рассмотрения поступивших заявлений, инициативных проверок Новосибирским УФАС России в отчетном периоде было выявлено  93 (в 2018 году – 52) признанных факта нарушений Закона о защите конкуренции. В том числе:

  • по статье 10 – 24 нарушения;
  • по статье  11 – 7 нарушений;
  • по статьям 141-148  - 7 нарушений;
  • по статье 15 – 38 нарушений,
  • по статье 16 – 10 нарушений,
  • по статье 17- 2 нарушения
  • по статье 17.1 – 5 нарушений.

Все выявленные нарушения антимонопольного законодательства установлены на товарных рынках.

В отраслевом разрезе лидерами по выявленным нарушениям являются: торговля, бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство, строительный комплекс, лекарственные препараты и медицинские изделия; электроснабжение;  тепло-, водоснабжение.

В 2019 году Новосибирским УФАС России возбуждено 52 дела (в 2018 году - 38) по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Выдано 48 (34) предупреждений, в отчетном периоде исполнено 33 предупреждения.  Выдано 31 (в 2018 году 18) предписание о прекращении выявленных фактов нарушений. В отчетном периоде исполнены 30 предписаний, выданные в отчетном и предыдущем периодах, 7 предписаний отчетного периода в стадии исполнения.  

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2019 году Новосибирским УФАС России возбуждено 12  дел по признакам нарушения  статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  по  результатам  рассмотрения которых  в 8 случаях принято решение о наличии нарушения.

С целью прекращения выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением Управлением выдано 5 предписаний, в остальных случаях нарушения были устранены добровольно до выдачи предписания. 

 Из общего количества выявленных в отчетном периоде нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции 42% занимают нарушения на рынках услуг теплоснабжения (следует отметить, что в 2018 году таким «лидером» были услуги водоснабжения и водоотведения).

По видам нарушений наибольший удельный вес - 67 % в отчетном периоде приходится на нарушения, связанные с необоснованным отказом от заключения договоров и 12,5% нарушений приходится на навязывание невыгодных условий договоров.

Нарушения, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка ценообразования в отчетном периоде также были установлены, но на их долю приходится лишь 4,2%. (в 2018 году данный вид нарушений в общей структуре занимал 50%).

В отчетном периоде Управлением выявлены нарушения антимонопольного законодательства, связанные с неправомерным ограничением поставки ресурсов (1 нарушение).

На долю прочих нарушений приходится 8,3%.

Необходимо отметить, что в 2019 году Управлением выдано 10 предупреждений о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.  Из них 4 предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отказа или уклонения от заключения договора  и  4  предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем навязывания невыгодных условий договора, 2 предупреждения по факту установления различных цен на один и тот же товар (услугу).

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2019 году Новосибирским УФАС России  возбуждено 7  дел по признакам нарушения  статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006  «О защите конкуренции», что на 40% больше, чем в предыдущем отчетном периоде. 

По результатам рассмотрения указанных дел выявлено 7 нарушений антимонопольного законодательства, выдано 7 предписаний, из которых 6 исполнено в отчетном периоде, 1 предписании в стадии исполнения.

Все выявленные в 2019 году нарушения связаны с заключением хозяйствующими субъектами соглашений, которые приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»).

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует. Нарушения статьи 111 в отчетном периоде не выявлены.

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2019 году Новосибирским УФАС России выявлено 7 нарушений в форме недобросовестной конкуренции. Этот показатель меньше уровня прошлого года на 30%.

В отчетном периоде было возбуждено 9 дел. В ходе рассмотрения возбужденных дел принято 4 решения о наличии нарушения, в трех случаях без выдачи предписания. Выдано 1 предписание об устранении нарушения, которое исполнено в отчетном периоде.

В 2019 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 3 дела по фактам нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг (ст.14.4) 3 дела по фактам нарушения запрета  на создания смешения (ст.14.6), 1 дело по факту недобросовестной конкуренции путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта или его товара с другим хозяйствующим субъектом или его товара (ст.14.3).

Новосибирским УФАС России выявлены  иные факты нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию ст.14.8 на рынке пассажирских перевозок. Нарушение выразилось в оказание услуг пассажирским транспортом в отсутствие необходимых разрешительных документов.

Фактов дискредитации конкурентов, путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений (ст.14.1), фактов введения в заблуждение (ст.14.2), фактов нарушения запретов на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (14.7)  в отчетном 2019 г. не выявлено.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России в рамках пресечения недобросовестной конкуренции было выдано 5 предупреждений, в том числе:  по ст.14.2 – 1, 14.3-2, 14.8- 2. Выполнены 3 предупреждения. В связи с невыполнением в установленный срок 2 предупреждений возбуждены 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства. 

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

За 2019 (2018) год в ходе рассмотрения поступивших заявлений и проведенных проверок возбуждено 7 (4) дел по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых выявлено 4 (3) нарушения указанной статьи, выдано 4 (3) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, из которых 1 исполнено в отчетном периоде, 3 – в стадии исполнения. Антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти затронуты следующие рынки, отрасли, сферы деятельности: розничная торговля продуктами питания, сфера ЖКХ, медицинские услуги.

Выявленные нарушения статьи 15 по видам нарушений:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с - 2;

- незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 1;

- прочие – 1.

К прочим нарушениям отнесены:

- создание преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Снижение количества возбужденных дел связано как с популяризацией антимонопольного законодательства в целом, так и с применением института предупреждений. Так, в 2019г. (2018г.) выдано 33 (23) предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции». В отчетном периоде выполнено 25 предупреждений, 2 в стадии исполнения, 6 предупреждений не выполнены в установленный срок. Исполняемость предупреждений составила 75 % (в 2018г. – 74 %). По всем неисполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде в ходе рассмотрения заявлений, проведения проверок Новосибирским УФАС России рассмотрено 243 правовых нормативных и ненормативных актов органов власти на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства.

За отчетный период не выявлено противоречащих антимонопольному законодательству правовых актов законодательного органа Новосибирской области, выявлено 40 актов органов исполнительной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами органов власти органов или организаций, противоречащих антимонопольному законодательству. По фактам выявленных нарушений возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выданы предупреждения. По 28 актам учтены замечания антимонопольного органа без судебного вмешательства.

На рынке финансовых услуг нарушений не выявлено.

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2019 году Новосибирским УФАС России возбуждено 10 дел по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» (в 2018  году -1 дело), по которым приняты решения о наличии правонарушения, выдано 9 предписаний об устранении нарушения, 7 исполнено и 2 находятся в стадии исполнения.

Из 10 установленных нарушений 9 отнесены к прочим видам нарушений. Это преимущественно факты заключения контрактов (договоров) между органами власти и хозяйствующими субъектами в обход конкурентных процедур. 

Еще 1 нарушение – ограничение доступа на рынок, выхода с рынка.

Из 10 возбужденных дел по признакам нарушения статьи 16  приходится на рынок жилищно-коммунального хозяйства 7 дел (70%), 2 дела на рынке лекарственных препаратов и медицинских изделий, 1 дело – строительный комплекс.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2019 году Новосибирским УФАС России возбуждено 3 дела по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (2018 год - 7 дел), при этом выявлено 2 нарушения указанной статьи, выдано 1 предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое исполнено в отчетном периоде.

Нарушения выявлены в следующих сферах: жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание.

Структура выявленных нарушений статьи 17 по видам нарушений:

- координация деятельности участников торгов, запроса котировок – 1;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений – 1.

 

1.1.8.Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В 2019 году Новосибирским УФАС России выявлено 5 нарушений данной статьи. Возбуждено 4 дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», во всех 4 случаях принято решение о наличия нарушения.  Выдано 4 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которые исполнены в отчетном периоде.

 

1.1.9.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2019,  как и в 2018 году, Новосибирским УФАС России не выявлено нарушений статьи 18 Закона «О защите конкуренции», заявления о нарушении данной статьи  в управление в не поступали, соответственно дела не возбуждались.

 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В 2019 г. рассмотрено 267 жалоб (в 2018 - 223) в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из общего количества рассмотренных торгов наибольшую долю – 68,5%  - занимают торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; 16,5 %  - торги в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; 3,37% - привлечение специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей   деятельность,   направленную   на   обеспечение   проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, 2,6 %  - торги по аренде государственного и муниципального имущества, 2,24% - реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», 2,26% - в сфере градостроительной деятельности, жилищного строительства (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 403), строительства объектов водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ от 07.11.2016 № 1138).

По видам нарушений наиболее часто поступают жалобы на отказ в допуске к участию в торгах; установление в конкурсной документации условий, ограничивающих конкуренцию; нарушение порядка определения победителя, отказ в заключении договора по итогам торгов.

Принято 41 решение о признании жалобы обоснованной, выдано 37 предписаний. Исполнено 29 предписаний, выданных в отчетном период, 8 в стадии исполнения.

 

 1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2019 г. Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по признакам нарушения статей 19-20 Закона «О защите конкуренции», поскольку нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной преференции квалифицировалось по п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выдавались соответствующие предупреждения, которые были исполнены.

 

1.1.12. Практика направления предостережений

В 2019 году практика направления  предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона о защите конкуренции отсутствует.

 

  1. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля
    1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

В  2019 году в Управление не поступали ходатайства по осуществлению контроля за экономической концентрацией. Рассмотрено и принято к сведению 2 уведомления о предоставлении  в пользование части акватории водного объекта, подающееся в случае, если лицо (группа лиц) получает право пользования более чем 100 тыс. кв. метров акватории  (согласно Постановлению Правительства от 08.04.2009 № 314).

Кроме того, 4 юридических лица, а также их должностные лица, были привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление либо за нарушение сроков подачи в антимонопольный орган уведомлений о получении в пользование части акватории водного объекта.

За отчетный период Управлением дела по поводу нарушения требований статьи 34 Закона не возбуждались.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует, заявления о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства от хозяйствующих субъектов в 2019 году не поступали.

1.2.3.Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период Новосибирское УФАС России не проводило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии

(статья 7 Закона «О естественных монополиях»)

Новосибирским УФАС России в отчетном 2019 году, как и в 2018 году, уведомления и ходатайства в рамках осуществления государственного контроля в сферах естественной монополии не рассматривались. 

 

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и местного самоуправления,  некоммерческих организаций

В 2019 году проведено 6 плановых проверок по соблюдению антимонопольного законодательства органами местного самоуправления. (в 2018 – 8 проверок). Выдано 4 предупреждения об устранении нарушений. В виду добровольного устранения органами местного самоуправления выявленных нарушений дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства не возбуждались (в 2018 было возбуждено 1 дело).

 

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2019 году Новосибирским УФАС России в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области было направлено 4 заявления в отношении 5 лиц о преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье 178 УК РФ.  По указанным заявлениям окончательные процессуальные решения еще не приняты. По заявлению, направленному в предыдущем периоде, возбуждено 1 уголовное дело по статье 178 УК РФ.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2019 г. территориальным органом проверки  в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Новосибирской области не проводились, дела о нарушении Закона о торговле не возбуждались.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Принятые решения и поданные иски в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») отсутствуют.

 

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

0

 

В 2019 году  Новосибирским  УФАС России рассмотрено 181 обращение по вопросам, связанным с нарушениями в области энергетики.  В 6 случаях нарушение устранено до возбуждения дела (выданы предупреждения). В отношении оставшихся 175 заявлений - после их рассмотрения отказано в возбуждении.

В основном эти обращения касались  отказов от заключения договора на технологическое присоединение,  затягивания сетевыми организациями установленных законодательно сроков для осуществления фактического присоединения к электрическим сетям, определения стоимости технологического присоединения, навязывания невыгодных условий договоров технологического присоединения, нарушения сроков проверки выполнения ТУ, уклонения от составления документов, подтверждающих технологическое присоединение (актов разграничения  балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон).   

В 2019 году Управлением выдано  предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики не выдавались. При этом в 6 случаях признаки нарушения законодательства в сфере электроэнергетики были устранены сетевыми организациями добровольно в ходе рассмотрения заявлений до выдачи предупреждений.                                  

В 2019 году дела о нарушении антимонопольного законодательства  в области электроэнергетики  управлением не возбуждались.  В связи с нарушениями в сфере электроэнергетики в отчетном периоде возбуждено 105 дел об административных правонарушениях, в том числе 31 на основании постановлений органов прокуратуры. По результатам рассмотрения выдано 8 предупреждения, 39 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 1610 тыс.рублей. 

Важным элементом контрольной деятельности по соблюдению законодательства об электроэнергетике является участие представителей территориальных органов ФАС  России в заседаниях коллегиального органа тарифного регулирования при установлении цен (тарифов). В отчетном периоде представители Новосибирского УФАС России приняли участие в 170 заседаниях по  вопросам в сфере тарифного регулирования.

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В рамках контроля Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе) в отчетном 2019 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 517 (в 2018 -554) заявлений по поводу ненадлежащей рекламы, в связи с этим можно говорить о тенденции к сохранению большого числа обращений.

По результатам рассмотрения заявлений возбуждено 91 дело, всего в отчетном периоде возбуждено по данному направлению 92 дела (1 по инициативе УФАС).  В предыдущем 2018 году было возбуждено 82 дела, соответственно рост данного  показателя составляет 12,2%.

Принято 74 решений о признании рекламы ненадлежащей (в 2018 году 72). Выдано 66 предписаний. Исполнено предписаний 65, в том числе выданных в отчетном периоде 63. 

Всего рассмотрено 90 (124) фактов, указывающих на событие правонарушения.

В разрезе статей Закона о рекламе наибольшее количество нарушений  приходится на такие статьи:

  • Статья 5. Общие требования к рекламе – 28 установленных фактов нарушений, в том числе:

часть 3 статьи 5 – недостоверная реклама 10 фактов нарушений;

часть 6 статьи 5 – оскорбительная реклама  4 факта;

часть 7 статьи 5 – отсутствие существенной информации в рекламе 8 фактов

  • Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи – 38 установленных фактов нарушений;
  • Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины – 7 установленных фактов нарушений.

 

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Всего в 2019 году Новосибирским УФАС России установлено 1055  (в 2018 году 1345) нарушений законодательства  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выдано 312 (344) предписания, из которых 244 исполнено и 18 – в стадии исполнения.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 2 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и 793 (в 2018 году – 707) уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

Если в 2018 году наблюдалось заметное снижение числа жалоб в Новосибирское УФАС России по сравнению с 2017, то  в 2019 году их число осталось примерно на том же уровне.  Всего в отчетном периоде рассмотрено 1293 жалобы участников закупки (что на 2,7% меньше, чем в 2018 году).   На федеральных заказчиков поступило – 26,3% жалоб, на областных заказчиков приходится 43,2 % жалоб, на муниципальных 30,5%.

В отчетном периоде по сравнению с 2018 годом  доля жалоб на областных заказчиков увеличилась, при  этом снизились доли жалоб на федеральных и муниципальных заказчиков.

Возвращено и отозвано 601 жалоба (в 2018 году количество возвращенных и отозванных жалоб составляло 589). Таким образом, количество рассмотренных жалоб 692 (в 2018 – 740).

Из рассмотренных жалоб признано обоснованными (в том числе частично обоснованными) 38%.

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 296 (в 2018 году - 330) закупок с нарушениями, установлено 646 (775) нарушений. Для устранения указанных нарушений выдано 219 (282) предписаний.

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие:

  1. Нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок.
  2.  Нарушения порядка отбора участников закупок.
  3. Нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.

 

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2019 году данное направление характеризуется усилением внимания со стороны антимонопольного органа, отмечается существенный рост показателей.

В отчетном периоде  Новосибирским УФАС России проведено 196  проверочных мероприятий в целях контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок (без учета внеплановых проверок, проведенных при рассмотрении жалоб). Рост данного показателя к прошлому году составил 45,2%, а к 2017 году- 55,9%.

Из 22 выездных проверок 4 проведены в соответствии с планом контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России.

В процессе контрольных мероприятий проверено 829 закупок, по сравнению с 2018 годом их число уменьшилось на 31 %, в результате выявлено 363 (в 2018 году – 527) закупки с нарушениями, выдано  93 предписания (62), установлено 409  (570) нарушений.

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2019 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 499 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, это на 40% больше чем в 2018 году.

 В отчетном периоде Новосибирским УФАС России внесено в реестр 216 записей о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе, что на 51% больше по сравнению с 2018 годом.  По 283 обращениям отказано во включении в Реестр.

Всего в Реестре недобросовестных поставщиков по состоянию на 31.12.2019 года находилось 354 лиц. 

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков в 72% случаев является расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта; 26% случаев - уклонение от заключения контракта; 2% - контракт расторгнут по решению суда.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности в сфере закупок

Новосибирским УФАС России  в 2019 году было рассмотрено 516 (465   административных дел за нарушения законодательства в сфере закупок (что на 10,97% больше уровня 2018 года). Вынесено 463 постановления о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа. Всего привлечено к административной ответственности 462 должностных лиц и одно юридическое лицо, тогда как в 2018 году эта цифра составила 374.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по законодательству о контрактной системе Новосибирским УФАС России было наложено штрафов на общую сумму 5814,49 тыс.рублей. Сумма  уплаченных в 2019 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода,  составила  4819,76 тыс.рублей.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в 2019 году стали:

- отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством; 

- утверждение документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством.

 

Раздел 6. Сведения о результатах работы по контролю в сфере государственного оборонного заказа

Полномочия Федеральной антимонопольной службе по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа были переданы в 2015 году. На территории Сибирского федерального округа непосредственно функции контроля, в рамках определенных полномочий, осуществляет Новосибирское  УФАС России.

Можно выделить три основных направления контроля в данной сфере:

  1. проведение плановых и внеплановых проверок.

В 2019 году проведено  25 внеплановых проверок и 1 плановую проверку.

  1. контроль применения в сфере государственного оборонного заказа Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части  рассмотрения жалоб на действия заказчиков и аукционных комиссий при размещении закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также рассмотрение обращений заказчиков о включении участников закупок, подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков.

В 2019 году поступило 47 жалоб на действия заказчиков при размещении закупок, их количество по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 23%. Из рассмотренных жалоб 46% признаны обоснованными. Доля обоснованных жалоб увеличилась на 13% по сравнению с 2018 годом.  Выдано 25 предписаний, в том числе 9 по результатам проверок Все 25 предписаний исполнены.

Рассмотрено 77 обращений о включении в РНП, что в 2 раза больше чем в 2018 году. Включено в реестр 25  записей о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа.

  1. контроль ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа. Новосибирским УФАС России рассматриваются уведомления головных исполнителей государственного оборонного заказа о повышении цен поставщиками в сфере государственного оборонного заказа более, чем на 5%.

В 2019 году в  Новосибирским УФАС России 16 уведомлений о повышении цен на продукцию в сфере ГОЗ в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», 2 уведомления  перенаправлены по подведомственности.        По результатам рассмотрения уведомлений возбуждено 3 дела по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение установленного порядка ценообразования при формировании цен на продукцию в сфере ГОЗ), из них 2 дела находятся в стадии рассмотрения, одно дело прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства).

Кроме того, в рамках контроля части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Новосибирским УФАС рассмотрено 5 дел и во всех случаях принято решение о   наличии нарушения.

Нарушения выразились во включении в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).

Выдано 2 предписания, все исполнены в отчетном периоде. Кроме того, по одному из дел выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в объеме 65,67 тыс. рублей.

Всего по контролю в сфере государственного оборонного заказа возбуждено 380  административных дел (что на 16% больше чем в 2018 году). Вынесено 359 постановления. Исполнено 327 постановления.    Общая сумма наложенных штрафов составляет  22 585,3 тыс. рублей. Сумма взысканных штрафов по данному направлению за 2019 год составила 14293,6 тыс. руб.

 

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В отчетном периоде в Новосибирском УФАС России поступали  3 жалобы в соответствии с пунктом  2 части  1 статьи  181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  В 2 случаях жалобы приняты необоснованными, по 1 выдано предписание.

 

Раздел 8. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

В 2019 году Новосибирским УФАС России направлялись в суд административные материалы, возбужденные по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении должностных лиц за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), для привлечения к административной ответственности с назначением административного наказания в виде дисквалификации.

Новосибирским УФАС России в 2019 году было возбуждено 1296 административных дел (рост данного показателя к уровню 2018 года составил 13,7%). Выдано 76 предупреждений, вынесено 1078  постановлений о привлечении к административной ответственности.

В отчетном периоде исполнено 919 постановление, в том числе выданных в прошлом отчетном периоде. Всего привлечено к административной ответственности 141 юридических лиц, 936  должностных  лиц,  5  граждан.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях управлением было наложено штрафов на общую сумму 266 984,6 тыс. рублей. Сумма  уплаченных в 2019 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, составила 27522,4 тыс. рублей (в 2018 году сумма уплаченных штрафов составила 23520,4 тыс. рублей).

Новосибирским УФАС России принимаются меры для обеспечения более полной собираемости штрафов, в том числе возбуждение административных дел по ст. 20.25 КоАП РФ, направление постановлений в службу судебных приставов.