Маршруты, которые мы выбираем

 

В сибирской столице начинается масштабное преобразование маршрутной сети общественного транспорта.

По оценке мэра Новосибирска Владимира Городецкого, разработкой новой транспортной концепции мегаполиса занимались как никогда серьёзно: специалисты департамента транспорта и благоустройства муниципалитета вместе с двумя вузами (СГУПСом и НГТУ) провели обследования существующей сети пассажирских перевозок, после чего сформировали предложения по её оптимизации. Потом эта концепция прошла обсуждение во всех районах города. Члены рабочей группы выезжали на места и встречались с жителями. В этой работе существенно помогли ТОСы. «Нам было важно не только донести своё видение до новосибирцев, но и услышать их мнение, внести изменения и поправки в связи с предложениями, поступившими после обсуждения», — отметил градоначальник.

Концепция реформирования маршрутной сети на новосибирских дорогах предусматривает несколько направлений. Прежде всего, это оптимизация дорожно-транспортной маршрутной сети как таковой. Как показал анализ, многие маршруты общественного транспорта в городе дублируются: по одному и тому же направлению ходит сразу несколько маршрутов коммерческого извоза.

— Это не приводит ни к чему хорошему, — считает Владимир Городецкий. — Лишь к соревнованию, свидетелями и невольными участниками которого становятся пассажиры: какой из автобусов обгонит другой на остановке и соберёт больше пассажиров. Досадно, что именно это становится целью перевозчиков-конкурентов. Мы хотим сделать так, чтобы на дорогах не было подобных гонок. В первые месяцы года, когда все старые контракты с перевозчиками будут заканчиваться, продлевать их не станут. А новые контракты будут заключены с дополнительными условиями, которые предполагают упразднение дублирующих маршрутов. Новшеством станет и обязательное требование того, чтобы на одном маршруте был только один заказчик. Сегодня ситуация иная: есть маршруты, которые обслуживают по два или три перевозчика, у каждого из которых есть несколько автобусов — такая децентрализация приводит к отсутствию координации действий на маршруте. Наши предложения уже поддержали УФАС и контролирующие органы.

Также будут приняты меры по взаимодействию с маршрутами пригородных перевозок. Сейчас ситуация такова, что многие пригородные маршруты очень растянуты, они пересекают город из одного конца в другой, при этом обслуживая не так много пассажиров. Выйдя, например, из Бердска, автобус едет по всему городу до шестого микрорайона. И, как правило, этот транспорт заполняет Красный проспект, на проезжей части которого и так тяжёлая проходимость транспорта. Городские власти признали такие маршруты неэффективными, и в скором времени автобусы-дальнобойщики будут ходить лишь до первых пересадочных узлов. Например, маршруты с Южного направления будут доезжать только до Речного вокзала, где у пассажиров есть возможность пересесть на другие наземные маршруты и на метро. Мэр пока не назвал конкретные цифры, но отметил, что, по предварительным прогнозам, около 200 автобусов, курсирующих сейчас в центре города, бу­дут убраны.

Возникает вопрос: чем их заменят? Градоначальник уверяет, что горожане не почувствуют ликвидации и сокращения ряда автобусных маршрутов, их «прикроет» более ритмичная работа муниципального пассажирского транспорта: «Одна из целей работы, которую мы начинаем, заключается в том, чтобы перевозчики и власти города отвечали за поминутное исполнение прописанного графика каждого маршрута», — отметил мэр. Прежде всего, это касается трамваев и троллейбусов. Помимо них в центре города всё-таки останутся и некоторые автобусные маршруты.

Кроме всего прочего власти города совместно с ГИБДД наконец-то планомерно займутся очисткой крайней правой полосы проезжей части от частных автомобилей, что, безусловно, облегчит работу общественного пассажирского транспорта. Сегодня в городе есть пока 39 участков, где уже приняты соответствующие меры. В этих же целях, но только на летнее время, не исключено, что будут ликвидированы все парковочные карманы на Красном проспекте, что также даст дополнительную возможность увеличить интенсивность проходимости пассажирского транспорта.

Ещё одно нововведение коснётся пригородного железнодорожного электротранспорта. В первую очередь акцент будет сделан на популярном Южном направлении, которое связывает Новосибирск с Искитимом и Бердском. С апреля этого года будет дополнительно введено пять новых подвижных составов электричек, что позволит уменьшить интервал движения и даст возможность людям быстрее проехать по этому направлению. В этих же целях будет сформирован пересадочный узел на станции «Сеятель» и проведена реконструкция и благоустройство пересадочного узла на Матвеевке, на которую приходится достаточно большая зона южной части Первомайского района.

Мэр заверил, что увеличение числа пересадок, неизбежное следствие данных мер, не должно существенно сказаться на суммарной стоимости проезда: «Сейчас мы разрабатываем различные схемы оплаты за проезд для пользователей транспортными картами, как раз с учётом пересадок. Цель нововведений — сократить суммарную стоимость суточного проезда и стимулировать горожан не бояться их».

Перед властями города стоит ещё одна важная задача. Она заключается в обновлении подвижного состава пассажирского транспорта. Во-первых, в 2013 году планируется приобрести восемь новых вагонов для метрополитена — это два состава по четыре вагона: «Мы видим, как растёт потребность в этом виде транспорта, следовательно, надо срочно сокращать интервал ожидания между электричками. Особенно это касается перевозок пассажиров из Ленинского района, станции которого уже начинают не справляться с приростом пассажиропотока. Даже на примере последних недель ушедшего года, когда стояли сильные морозы, мы увидели подтверждение того, как сильно возросла потребность в подземном транспорте. Именно в метро многие горожане видят надёжный и комфортный вид транспорта. Согласно статистике, суточный пассажиропоток в последнее время вырос до 342 тысяч человек, в среднем этот показатель составляет 250—260 тысяч. Поэтому одной из своих задач мы видим дальнейшее строительство и развитие метрополитена, его Дзер­жинской линии».

Помимо метрополитена новые единицы подвижного состава появятся на трамвайных и троллейбусных маршрутах. Мэр рассказал и об источниках финансирования:

— Согласно первому этапу реформирования районного управления, который заключается в объединении трёх районов в единый Центральный округ, предусмотрено высвобождение какого-то количества служебных помещений. Вскоре они, согласно дополнительной программе приватизации, будут выставлены на продажу. Средства, которые городская казна получит с этих аукционов, на сессии Городского совета мы предложим направить на приобретение дополнительного подвижного состава пассажирского транспорта. Это позволит городу закупить до тридцати единиц новых трамваев и троллейбусов.

Однако перечисленными мероприятиями первый этап оптимизации дорожно-транспортно-маршрутной сети Новосибирска не ограничится.

— Это не разовые и отрывочные меры, а многоступенчатое и многоплановое преобразование, которое предполагает под собой множество других, сопутствующих мероприятий. Сюда, например, относятся и перехватывающие парковки, сеть которых мы должны непременно развивать.