На заседания общественных советов выносятся первостепенные вопросы

ФАС: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ (Россия). Информируем об очередных заседаниях общественных советов при территориальных управлениях Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России, состоявшихся в ряде регионов. Как правило, это были первые встречи в 2022 году. 

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. На заседании общественного совета при Брянском УФАС обсуждены следующие вопросы: утверждение плана работы совета на 2022 год; основные изменения в законодательстве о контрактной системе в 2022 году; организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

По итогам заседания общественного совета состоялась пресс-конференция руководителя Брянского УФАС Сергея Ведерникова.

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ. На обсуждение членов общественного совета при Забайкальском УФАС были вынесены итоги работы совета в 2021 году, а также  его организационная деятельность. Кроме того, были освещены социально значимые вопросы: о ситуации на топливном рынке Забайкальского края; о ценовой политике на дрова и уголь для потребителей региона.

Члены совета приняли активное участие в обсуждении и внесли конструктивные предложения для решения проблем.

МОСКВА. Общественный совет при Московском УФАС обсудил ход реализации Национального плана развития конкуренции.

В заседании, которое прошло под руководством председателя совета, президента Московской торгово-промышленной палаты Владимира Платонова, приняли участие члены совета, приглашённые эксперты, начальник управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России Оксана Кузнецова и начальник отдела развития конкуренции департамента по конкурентной политике Москвы Андрей Луговой, а также заместители руководителя Московского УФАС. 

Оксана Кузнецова рассказала о Национальном плане развития конкуренции в РФ на 2021 – 2025 годы, о рекомендациях, которые были даны субъектам в целях его реализации, а также добавила:

«В связи с непростой экономической ситуацией принятие и использование в Москве такого документа, как «дорожная карта», ещё более актуально в нынешней реальности. Она состоит из мероприятий, которые помогают бизнесу из 45 различных сфер. Именно представители бизнеса должны через различные коллегиальные органы, например, общественный совет, обсуждать, насколько хорошо реализованы мероприятия, прописанные в плане, и что можно улучшить». 

Далее выступил Андрей Луговой с докладом об итогах реализации плана мероприятий («дорожной карты») развития конкуренции и планах на период до 2025 года. Он рассказал также о работе проектного офиса по содействию развитию конкуренции, в который входит Московское УФАС. 

В завершении заседания Владимир Платонов отметил:

«Одной из важных задач общественного совета является работа по взаимодействию не только с Московским УФАС России, но и с департаментом Москвы по конкурентной политике. Также мы ещё раз убедились, что антимонопольная служба затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, и важно предлагать и обсуждать инициативы в разных направлениях». 

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. На очередном заседании общественного совета при Новосибирском УФАС его участники обсудили распространение рекламы микрофинансовыми организациями и кредитными кооперативами с нарушением рекламного законодательства, а также меры ответственности за эти нарушения.

Финансовые услуги пользуются большим спросом, поэтому на первый план выходит достоверность рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности. Существенное значение для защиты прав граждан имеет соответствие такой рекламы восприятию потребителем фактического содержания.

«Потребителю важно знать, какое лицо делает то или иное заманчивое предложение о вложении денежных средств. Поэтому указание правильных реквизитов организации, предоставляющей данные услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителя»,

– рассказала заместитель руководителя Новосибирского УФАС Елена Максимейко.

«Распространённым видом нарушения рекламного законодательства является размещение информации, привлекательной для потребителя, крупным шрифтом, а менее привлекательной – способом, затрудняющим её восприятие, что свидетельствует о недобросовестности такой рекламы. При этом то обстоятельство, что в законе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что шрифт может быть любым, поскольку в статье 5 закона «О рекламе» указано, что реклама должны быть добросовестной, достоверной и не должна вводить потребителя в заблуждение»,

– отметила Елена Максимейко.

Также на заседании обсуждали предложения по борьбе с недобросовестными участниками закупок.

«Профессиональные жалобщики» – это организации, у которых цель не участие в торгах, а наоборот, приостановление и воспрепятствование их проведению. При этом податель жалобы чаще всего никогда не оказывал и не собирается оказывать или поставлять те или иные услуги и товары из закупки, на которую подаёт жалобу.

«Были прецеденты, когда участники, злоупотребляющие правом на подачу жалоб, вымогали денежное вознаграждение с победителя закупки»,

– поделился врио руководителя Новосибирского УФАС Дмитрий Сухоплюев.

В рамках существующего законодательства есть ограничивающие нормы, связанные с возможностью подачи жалоб для закупок более 20 млн рублей, а именно: организации, для обеспечения возможности как участвовать в закупке, так и подавать соответствующие жалобы, должны предоставлять в этом случае соответствующую предквалификацию – опыт исполнения контрактов на сумму в размере не менее 20% от цены контракта. Также жалобы теперь подаются только через ЕИАС, что подразумевает предварительную регистрацию в системе.

«Несмотря на все эти ограничения, действия профессиональных жалобщиков продолжают оказывать негативный эффект»,

– заключил Дмитрий Сухоплюев.

По итогам заседания его участники подготовили и обобщили предложения по улучшению ситуации для последующего их направления в ФАС России. Одним из предложений стало снижение порога требования в части представления участниками соответствующей квалификации для закупок с НМЦК 5 – 10 млн рублей.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Самарском УФАС прошло заседание общественного совета.

В начале встречи с приветственным словом выступил председатель совета Константин Титов, после чего он передал слово руководителю Самарского УФАС Леониду Паку для подведения итогов работы антимонопольного органа за прошедший период.

В частности руководитель УФАС отметил, что в 2021 году управление рассмотрело 427 заявлений и жалоб о нарушении закона «О защите конкуренции», количество обращений в сфере госзакупок снизилось по сравнению с прошлым периодом (2020 год – 1705, 2021-й – 1026), из них были признаны обоснованными 138.

В процессе обсуждения заместитель председателя общественного совета Александр  Жабин предложил внести некоторые изменения в план работы заседания в связи со сложившейся ситуацией в стране, и в первую очередь обсудить работу антимонопольной службы в условиях санкционных ограничений России.  

Руководитель Самарского УФАС рассказал о принимаемых антимонопольным органом мерах для нормализации ситуации на рынке продовольственных товаров, в том числе на рынке сахара:

«ФАС России совместно с территориальными управлениями осуществляет постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары на предмет выявления повышения цен вследствие злоупотребления доминирующим положением на рынке, заключения запрещённых антимонопольным законодательством картельных, ценовых сговоров или согласованных действий участников рынков. Также в связи с поступающими обращениями относительно цен на сахар-песок, дефицита товара на полках в розничных магазинах сотрудниками Самарского УФАС России в целях установления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства были направлены запросы о предоставлении информации об объёмах отгрузки, ценообразовании, товаропроводящих цепочках и т.д. в адрес хозяйствующих субъектов, действующих на территории Самарской области, осуществляющих оптовую отгрузку сахара-песка в розничные магазины и предприятия. Полученную информацию антимонопольное управление проанализирует на предмет соблюдения продавцами действующего законодательства».

На заседании был заслушан доклад начальника отдела контроля органов власти и торговли Самарского УФАС Ольги Шабановой на тему: «Выявление в нормативных правовых актах Самарской области положений, которые могут привести к ограничению конкуренции». Члены совета задали специалисту все интересовавшие их вопросы про данное направление работы.

По завершению встречи участники общественного совета договорились на следующем заседании вернуться к вопросу по обращению с ТКО на территории Самарской области и подготовить соответствующие доклады.

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Заседание общественного совета при УФАС по Смоленской области было посвящено обсуждению результатов работы управления и совета в 2021 году.

Заместитель руководителя Смоленского УФАС Наталья Мишенькина отметила, что ежедневно в фокусе внимания службы находятся вопросы, связанные с контролем госзакупок, рекламы, антикартельной деятельности и ряд других направлений. Осуществляя контрольные функции, пресекая нарушения антимонопольного законодательства, управление обеспечивает развитие конкуренции в регионе. Для  антимонопольной службы важно не ждать, когда кто-то ошибётся, после чего оштрафовать нарушителя, а предотвратить нарушение. Это законодательно закреплено в ФЗ «О защите конкуренции», который официально ввёл термин антимонопольного комплаенса. Эффективность этого механизма видна уже сейчас, так как в том числе благодаря развитию комплаенса достигнуто снижение числа случаев нарушений конкуренции со стороны органов власти. За последние три года в отношении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления региона дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались.

Значительная нагрузка на сотрудников управления приходится при контроле законодательства о контрактной системе. При снижении общего количества жалоб, поступивших на действия заказчика (в 2021 году рассмотрено 329 жалоб, в 2020 году – 429), увеличилось количество обращений, по которым необходимо было проводить внеплановую проверку (в 2021 году проведено 39 проверок, а в 2020-м – 22).

Отмечается резкое увеличение количества поступивших заявлений на нарушение законодательства о рекламе (в 2021 году рассмотрено 312 заявлений, в 2020 году – 57, в  2021 году возбуждено 61 дело, в 2020-м – 18 дел).

При подведении итогов работы общественного совета при Смоленском УФАС в 2021 году председатель совета Инна Тимофеева отметила, что выносились на обсуждение совета первостепенные вопросы. Среди них – вопросы исполнения распоряжения правительства РФ, утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы, реализация которого приобретает особое значение в условиях восстановительного роста экономики. Было уделено внимание  вопросам реализации мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции в регионе.

По завершению заседания его участники обсудили план работы общественного совета  на 2022 год.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ. Очередное заседание общественного совета при Хабаровском УФАС открыли руководитель Хабаровского УФАС Татьяна Тютянина и председатель совета Максим Поличка.

Члены совета выслушали спикеров по следующим вопросам: «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности» – заместителя руководителя управления Людмилу Ребус; «Правоприменительная практика по 44-ФЗ и 223-ФЗ» – заместителя руководителя управления Ларису Ильченко.

На заседании присутствовали представители СМИ.

(Соб. инф. по сообщениям территориальных УФАС России)