Нарушения в системе госзакупок: коррупция или «детские ошибки»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

По мнению управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, нарушения, которые с той или иной периодичностью выявляются в системе государственных закупок, связаны больше с незнанием закона, чем с коррупционной составляющей.

 

В прошлом году был принят новый Федеральный закон ФЗ-44, регулирующий процедуру государственных закупок. Изменился ряд требований, как к заказчикам, так и к участникам тендеров. Кроме того, закон сделал саму процедуру более прозрачной. Но в тоже время сфера государственных закупок становится все более профессиональной. Уже сейчас, согласно новым требованиям, в организации-заказчике должен существовать отдел, контролирующий исполнение контрактов по госзакупкам. Все сотрудники этого подразделения, а также члены конкурсных комиссий обязаны пройти специальное обучение.

 

По словам заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области – начальника отдела контроля закупок Андрея Швалова, прошлый год  был годом «детских ошибок», когда участники торгов совершали множество нарушений связанных как раз с несоблюдением процедур по новым требованиям.

 

Но были настоящие «закупочные» скандалы. Так, в одном из регионов Сибири судебные органы объявили конкурс на приобретение автомобилей бизнес-класса, причем техническое задание было составлено под конкретную модель конкретной комплектации. Нарушение выявили активисты «Общероссийского национального фронта» и обратился в ФАС.  Общественники провели анализ автомобильного рынка и предложили несколько альтернативных вариантов. В результате судебным органам было выдано предписание, а требования конкурса расширили.

 

В Новосибирске подобных скандалов ни в прошлом, ни в текущем году не было. Но и в нашем регионе тема государственных закупок нередко становилась темой скандальных публикаций. Так, в марте текущего года на сайте государственных закупок появилось объявление о конкурсе на организацию банкетов в рамках проведения торжественных мероприятий. Заказ разместило правительство Новосибирской области. Меню первых лиц смаковали практически все региональные средства массовой информации. В результате конкурс был отменен, а управлению делами  губернатор отдал распоряжение о необходимости экономии средств.

 

Другой «банкетный» скандал, связанный с госзакупками,  разгорелся в декабре прошлого года. Еще в октябре 2014 года  новосибирское муниципальное казённое учреждение (МКУ) «Служба аварийно-спасательных работ и гражданской защиты» объявило конкурс на организацию банкета в честь профессионального праздника. На торжественный обед было приглашено 180 человек, каждый из которых по расчетам должен был «проесть» около полутора тысяч рублей без учета алкоголя. Конкурс выиграл индивидуальный предприниматель Мурат Сариев, банкет состоялся. Позже руководитель МКУ «Служба аварийно-спасательных работ и гражданской защиты» Анатолий Кашанин утверждал, что на фуршет не потрачен ни копейки бюджетных средств, но эти заявления убедительными не выглядели – Кашанину никто не поверил. Возможно, за алкоголь гости действительно заплатили сами, но информация с сайта госзакупок говорит сама за себя.

 

Самый громкий скандал с государственными закупками разгорелся в ноябре прошлого года и касался попытки городских чиновников обновить свои гаджеты. За 540 миллионов рублей предполагалось закупить три смартфона, четыре планшета, пять ноутбуков и четыре стационарных компьютера. После нескольких громких публикаций в региональных и федеральных средствах массовой информации, мэр города Анатолий Локоть отменил конкурс.

 

Приведенные конкурсы хоть и вызвали скандалы, но с юридической точки зрения оформлены были правильно, и потому в поле зрения контролирующих органов не попали.

 

Всего же в прошлом году ФАС выявило более одной тысячи нарушений в сфере госзакупок. В результате инспекторы ведомства  выписали более 380 предписаний и стали инициаторами двухсот административных дел. Нарушители оштрафованы на общую сумму около шести миллионов рублей.

 

В первом квартале 2015 года уже выявлено более двухсот нарушений. Инспекторы выписали более 150 предписаний и стали инициаторами 56 административных дел. Нарушители оштрафованы на общую сумму около 800 тысяч рублей.

 

Андрей Швалов  отметил, что о нарушениях чаще всего  сообщают организации, занимающиеся общественным контролем. При этом, как показывает анализ, нарушения в основном касаются оформления документов проводимого конкурса. Заказчики не знают требований закона и при оформлении заявки просят указать участников либо лишние сведения, такие как технические мощности, количество сотрудников и прочее, или забывают про  необходимые условия. Коррупционная составляющая при этом, по словам Швалова, минимальна.

 

Между тем, на уровне районных муниципалитетов ситуация в разы хуже. Местным главам зачастую тяжело найти хотя бы одного подрядчика для выполнения работ. Кроме того, чиновники зачастую не обладают должным уровнем подготовки и свои заявки заполняют с ошибками. Также здесь сильна коррупционная составляющая. Нередко даже конкурс проводится после того, как работы уже закончены. Такие случаи тщательно расследуются, а материалы передаются в правоохранительные органы.  По словам Андрея Швалова, ФАС тесно работает совместно с прокуратурой, органами МВД и ФСБ.

Юрий Шаровский