В небе водке не место

ФАС борется с рекламой алкоголя в журналах для пассажиров

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров дал официальные разъяснения о рекламе алкоголя на бортах самолетов международных рейсов. В случаях, когда СМИ или самолет зарегистрированы в России, реклама спиртного на борту не допускается, уверен чиновник. Между тем, сейчас журнальная реклама веселящих напитков очень популярна на судах российских авиакомпаний.

 

Кашеваров решил дать разъяснения в связи с поступающими обращениями на эту тему, говорится на сайте ФАС.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться, в частности в периодических печатных изданиях и на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Вместе с тем, отмечает антимонопольщик, в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ.

Поскольку реклама алкогольной продукции запрещена в периодических печатных изданиях, то публикация такой рекламы в печатном СМИ, зарегистрированном в РФ, издаваемом в РФ и предназначенном для распространения на территории РФ, запрещена. Соответственно, если журнал, распространяемый на борту самолета, зарегистрирован в РФ в качестве СМИ, то в таком журнале не допускается распространение рекламы алкогольной продукции.

В случае если журнал, распространяемый на борту самолета, не зарегистрирован в качестве СМИ, то применяются следующие нормы.
Согласно статье 17 Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго 07.12.44 г. воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы.

При этом с учетом распространенного принципа взаимности в международной транспортной отрасли применение ограничительных мер согласно российскому законодательству в отношении иностранных перевозчиков должно отвечать критериям разумной достаточности.

Поучается, что использование транспортного средства для распространения на его борту рекламы подпадает под регулирование законодательства той страны, в которой зарегистрировано транспортное средство. Однако данное положение не распространяется на случаи размещения рекламы на внешней стороне транспортного средства, поскольку такая реклама направлена на восприятие ее лицами в стране фактического нахождения в текущий момент транспортного средства – в таком случае реклама должна соответствовать требованиям законодательства страны фактического нахождения в текущий момент.

Таким образом, распространение рекламы алкогольной продукции на борту самолетов, зарегистрированных в РФ, не допускается. При этом запрет на рекламу алкогольной продукции не распространяется на рекламу на борту самолетов, зарегистрированных в иных государствах.