Обзор состояния конкуренции на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Новосибирской области за 2007г.
Анализ состояния конкуренции на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Новосибирской области проводился на основании приказа ФАС России от 10.01.2008г. №1 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 года» (далее – План работы ФАС России) в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (далее – Методические рекомендации).
Временной интервал исследования.
Для анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами использована информация за 2007г. (по состоянию на01.01.2008г.).
Продуктовые границы товарного рынка.
Исследуемой товарной группе «услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами» в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) соответствует код 52.3 - «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».
Географические границы.
Географические границы рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в соответствии с Методическими рекомендациями определяются границами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее – НСО).
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.
Покупателями на данном рынке являются физические лица.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля) (более 200 хоз. субъектов).
Уровень концентрации товарных рынков.
Название муниципального образования | Значение CR3 (%) | Значение HHI
| Уровень концентрации товарного рынка |
г. Новосибирск | 71,5 | 2211,31 | высокий |
Баганский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Барабинский р-н | 100 | 10000 | высокий |
г. Бердск | 100 | 10000 | высокий |
Болотинский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Венгеровский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Доволенский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Здвинский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Искитимский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Карасукский р-н | 85 | 2553 | высокий |
Каргатский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Коченевский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Кочковский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Колыванский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Краснозерский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Куйбышевский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Купинский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Кыштовский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Маслянинский р-н | 98,7 | 7723,25 | высокий |
Мошковский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Новосибирский р-н | 95 | 3877 | высокий |
Ордынский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Северный р-н | 100 | 10000 | высокий |
Сузунский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Татарский р-н | 86 | 2598 | высокий |
Тогучинский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Убинский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Усть-Таркский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Чановский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Черепановский р-н | 100 | 10000 | высокий |
Чистоозерный р-н | 100 | 10000 | высокий |
Чулымский р-н | 100 | 10000 | высокий |
г. Обь | 100 | 10000 | высокий |
Барьеры входа на товарные рынки.
Название муниципального образования | Барьеры входа на рынок | ||
Административные | Экономические | Другие | |
г. Новосибирск | - Установление торговых надбавок - получение лицензий - разрешительный порядок открытия юридических лиц - чрезмерно большое количество проверок всевозможных контролирующих и надзорных органов - смена органа по предоставлению лицензий - перерыв рассмотрения заявлений на предоставление лицензии с конца декабря 2007г. по март 2008 г. - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - Высокий уровень конкуренции - вход региональных сетей на рынок г. Новосибирска - высокая арендная плата - конкуренция за помещения под аптеки - низкая платежеспособность населения. | - Наличие на рынке вертикально- интегрированных субъектов (аптечные сети) - стратегия поведения на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок (наличие всевозможных скидок покупателям) - демпинговые акции юридических лиц - дефицит квалифицированного персонала.
|
Баганский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - чрезмерно большое количество проверок всевозможных контролирующих и надзорных органов
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения.
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Барабинский р-н | - Установление торговых надбавок - получение лицензий постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения. | - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства |
г. Бердск | - Установление торговых надбавок - получение лицензий - разрешительный порядок открытия юридических лиц - чрезмерно большое количество проверок всевозможных контролирующих и надзорных органов
| - Высокий уровень конкуренции -вход региональных сетей на рынок - высокая арендная плата - конкуренция за помещения под аптеки
| - Наличие на рынке вертикально- интегрированных субъектов (аптечные сети) - стратегия поведения на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок (наличие всевозможных скидок покупателям) - дефицит квалифицированного персонала
|
Болотинский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Венгеровский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Доволенский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Здвинский р-н | -Установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Искитимский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Карасукский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Каргатский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Коченевский р-н | - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Кочковский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Колыванский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Краснозерский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Куйбышевский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Купинский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Кыштовский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Маслянинский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Мошковский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок | - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Новосибирский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Ордынский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - стратегия поведения на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок (наличие всевозможных скидок покупателям) - дефицит квалифицированного персонала
|
Северный р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Сузунский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Тарский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Тогучинский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Убинский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Усть-Таркский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Чановский р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Черепановский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Чистоозерный р-н | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - установление торговых надбавок - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
Чулымский р-н | -установление торговых надбавок - получение лицензий - постоянные изменения требований к оформлению и комплектности предоставляемых документов.
| - высокая арендная плата - низкая платежеспособность населения
| - повышение производителями отпускных цен на лекарственные средства - дефицит квалифицированного персонала |
г. Обь | - разрешительный порядок открытия юридических лиц - лицензируемый вид деятельности - чрезмерно большое количество проверок всевозможных контролирующих и надзорных органов - установление торговых надбавок, в том числе на детское и диетическое питание.
| - Высокий уровень конкуренции - вход региональных сетей на рынок г. Новосибирска - высокая арендная плата - конкуренция за помещения под аптеки - низкая платежеспособность населения. | - Наличие на рынке вертикально- интегрированных субъектов (аптечные сети) - стратегия поведения на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок (наличие всевозможных скидок покупателям) - дефицит квалифицированного персонала.
|
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
На основании проведенного анализа рынков услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Новосибирской области можно сделать вывод о том, что все исследуемые рынки относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.
Наибольшие доли на исследуемом рынке в географических границах г. Новосибирска занимает МУП «Новосибирская аптечная сеть», группа лиц в составе ООО «Моя аптека» и ООО «Моя аптека плюс», группа лиц в составе ООО «РОСТА», ООО «Аптека «Ваше здоровье», ООО «Радуга-Сибирь», ООО «Атилла» и ООО «Артас».
В географических границах 24 муниципальных образований Новосибирской области доминирующие положение занимает ОАО «Фармация».