Символика FIFA и недобросовестная конкуренция: брифинг Ирины Волохиной
6 сентября 2017 года состоялось заседание Комиссии Новосибирского УФАС России, рассматривающей дело в отношении индивидуального предпринимателя по факту продажи товара с нарушением требований Федерального закона № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 108-ФЗ).
Ранее сотрудниками Октябрьского отдела полиции Управления МВД России по городу Новосибирску в одном из магазинов была проведена проверка по факту реализации контрафактной продукции. Изъятые по месту продажи бейсболки с незаконным использованием символики спортивных соревнований FIFA, вместе с другими доказательствами нарушения, были направлены в Новосибирское УФАС России для возбуждения дела о недобросовестной конкуренции.
Добросовестную конкуренцию в связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года защищают специальные нормы статьи 20 Федерального закона № 108-ФЗ. В первую очередь признается недобросовестной конкуренцией продажа, обмен или иное введение в оборот товаров, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований.
Товары, содержащие символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года могут производиться, продаваться, распространяться в Российской Федерации, использоваться иными способами в целях извлечения прибыли или других материальных благ только на основании заключенного договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA.
Однако именно данное требование было проигнорировано продавцом, реализующим товар неустановленного производителя с изображением товарных знаков FIFA № 552415, 552416.
Согласно заключению Комиссии Новосибирского УФАС России, принятому на состоявшемся заседании, предпринимателем нарушены как специальные нормы Федерального закона № 108-ФЗ, так и требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего недобросовестную конкуренцию в форме незаконного использования товарного знака путем его размещения на товарах (статья 14.6).
По окончании заседания Комиссии Новосибирского УФАС России состоялся брифинг заместителя руководителя управления – начальника отдела рекламы Ирины Волохиной, на котором она ответила на вопросы представителей СМИ об особенностях выявленного правонарушения и порядке привлечения к административной ответственности.
Ирина Волохина отметила также, что статья 20 Федерального закона № 108-ФЗ запрещает и иные способы недобросовестной конкуренции в период подготовки и проведения чемпионата FIFA, например, осуществление любых видов маркетинга, призванных сформировать у потребителя представление о FIFA или мероприятиях посредством использования символики без разрешения FIFA; использование входных билетов на мероприятия в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций без официального письменного разрешения FIFA и т.д.
Указанные положения направлены, в том числе, на защиту прав маркетинговых партнеров мероприятий FIFA, а также на предотвращение получения недобросовестными хозяйствующими субъектами необоснованного дохода в связи с ростом потребительского интереса и спроса на товары, относящиеся к тематике мероприятий FIFA.
Как отметила Ирина Волохина, несмотря на относительную удаленность города Новосибирска от места проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, информация о фактах указывающих на признаки недобросовестной конкуренции с использованием символики FIFA продолжает поступать в антимонопольные органы, где проходит регламентную обработку для принятия мер в соответствии с антимонопольным законодательством.
Пресс-служба Новосибирского УФАС России