Мобилизация «Яндекс»

Антимонопольное дело против Google, заведенное в России, принесло плоды. Производители устройств на базе Android восстанавливают отношения с его конкурентом - "Яндексом"

У производителей смартфонов и планшетов, работающих под управлением операционной системы Google Android, снова есть возможность устанавливать на эти устройства сервисы "Яндекса", сообщил гендиректор его российского офиса Александр Шульгин. По его словам, "Яндекс" стал больше зарабатывать на мобильных продуктах, заключив с несколькими производителями мобильных устройств новые договоры о дистрибуции. Делу помогла Федеральная антимонопольная служба (ФАС), удовлетворившая жалобу "Яндекса" на Google, не скрывает Шульгин. Это сказалось на доле "Яндекса" в поисковых запросах на устройствах самой популярной платформы - Android: с конца июня доля растет, сказал он.

Насколько она уже выросла, Шульгин не уточнил. Сам "Яндекс" сообщает лишь, что по итогам всего II квартала 2016 г. "Яндекс" обработал 40% поисковых запросов на устройствах Android, 43% - на iOS (iPhone и iPad) и 64% - на настольных ПК. Статистика Liveinternet.ru роста доли "Яндекса" на Android пока не показывает: в мае она составляла 34%, в июне - 33,6%. Но эти данные не совсем корректные, считает представитель "Яндекса" Ася Мелкумова: Liveinternet учитывает переходы на российские сайты, совершенные пользователями из всех стран. А в других странах доля "Яндекса" традиционно ниже, чем в России.

В целом доля "Яндекса" в поиске рунета не изменилась, а в последние месяцы даже немного упала. В июне этого года она составила, по данным Liveinternet, 56,4%, а годом ранее - 56,7%. Доля Google за это же время выросла с 34,9 до 37,1% (см. график). Доля мобильного трафика в поисковых запросах "Яндекса" по итогам II квартала составила 27%, выручка от мобильной рекламы - 22% всех доходов от контекстной рекламы, сообщил в четверг на телеконференции технический директор "Яндекса" Михаил Парахин. По итогам 2015 г. это было 25 и 21% соответственно. Долю мобильных поисковых запросов у Google аналитики "Сбербанк С1В" ранее оценивали в 50%.

В конце 2015 г. ФАС признала, что Google злоупотребил доминирующим положением на рынке мобильных приложений - заключал с производителями мобильных устройств на базе Android контракты, запрещавшие им предустанавливать сервисы конкурентов Google. Дело ведомство возбудило по жалобе "Яндекса". Eще летом 2014 г. сразу три производителя смартфонов и планшетов - Fly, Explay и Prestigio - почти одновременно отказались предустанавливать на эти устройства его сервисы, ссылаясь на запрет Google. Официально это подтверждал лишь представитель Explay: отказ от предустановки продуктов конкурентов - одно из стандартных условий соглашения Google с вендорами. ФАС предписала Google исправить договоры. Тот пытался оспорить решение в суде, но проиграл - суд признал наличие запретительных условий в договорах американской компании с вендорами. Правда, ФАС уже который месяц никак не назначит ей штраф, настойчиво призывая компанию заключить мировое соглашение. Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев предполагал, что штраф может составить около 7% выручки Google от продажи приложений в России.

Google традиционно отрицал претензии. Лишь однажды, в апреле 2015 г., консультант по конкуренции Google в Eвропе, на Ближнем Востоке и в Африке Теро Луко признал в беседе с "Ведомостями", что в части соглашений с производителями мобильных устройств "продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, ограничено". Законы это не нарушает, настаивал он, заключать такое соглашение или нет - выбор производителя телефона. Позже тот же Луко заявлял, что никаких ограничений для вендоров в соглашениях не содержится.

После решения ФАС Google изменил соглашения с производителями - в частности, с британской Fly, рассказал "Ведомостям" ее директор по продажам Раджив Тхакур. "Теперь производители могут предустанавливать на смартфоны приложения "Яндекса", - говорит он. - Вот уже четыре или пять месяцев Google позволяет нам устанавливать приложения "Яндекса" на смартфоны". Сотрудник другого производителя электроники сообщил, что тот устанавливает приложения "Яндекса" на свои смартфоны - правда, не на основном, а на втором экране.

Представитель Google не стал это комментировать. Сам "Яндекс" не сообщает, с кем из производителей он успел договориться.

 

Источник - Ведомости