Анализ состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Новосибирской области за 2008-2010 гг.

 

I. Общие положения.

Анализ рынка сырого молока проводится в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.09.2010 года. № 551 и в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока.

В ходе проведённого анализа использовалась информация, представленная Министерством сельского хозяйства Новосибирской области, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока на территории Новосибирской области.

 

II. Временной интервал исследования рынка сырого молока.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России и Планом работы ФАС России временным интервалом анализа рынка сырого молока является 2008-2010 гг.

 

III. Продуктовые границы рынка сырого молока.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России продуктовыми границами рынка является сырое молоко.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.

Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента, массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое» установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В частности, молоко 1 сорта должно иметь кислотность от 16,00 до 18,00 град., группу чистоты не ниже 1, плотность не менее 1027,0 кг/куб.м, температуру замерзания не выше минус 0,52 град.С. В пункте 4.6 ГОСТа было предусмотрено, что базисная общероссийская норма массовой доли жира молока натурального коровьего – 3,4%; базисная норма массовой доли белка – 3%.

В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.

Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.

Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов, сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.

Во-вторых, в связи с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.

Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.

Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока – сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в подгруппе 012000 («Продукция животноводства»).

Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.

Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка.

Основная масса предприятий-переработчиков не занимается закупом сырого молока за пределами Новосибирской области по причине высоких затрат на перевозку и быстрого срока порчи продукта.

Но в связи с тем, что Новосибирская область является зоной рискованного животноводства и земледелия, в области наблюдается дефицит молока сырого коровьего. Переработчикам приходиться в целях загрузки производственных мощностей закупать сырье у производителей, расположенных на значительном расстоянии от мест переработки. В целях сохранности качества при перевозках сырья на большие расстояния, переработчики вынуждены нести дополнительные расходы по предварительной термической обработке и охлаждению молока. Данные обстоятельства являются условиями, ограничивающими экономические возможности приобретения товара покупателями.

На основании того, что большинство переработчиков считает экономически нецелесообразным закупку сырого молока за пределами Новосибирской области географическими границами рынка закупки сырого молока в данном исследовании принимается территория Новосибирской области, т.е. рынок является региональным.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке сырого молока.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

На данном рынке предприятия – переработчики покупают сырое молоко коровье у сельхозтоваропроизводителей на основании договора поставке молока сырого, посредством чего реализуются связи между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке закупки сырого молока коровьего.

Новосибирское УФАС России определяло и анализировало деятельность хозяйствующих субъектов, которые являются предприятиями-переработчиками сырого молока.

 

В состав предприятий-переработчиков сырого молока, действующих на территории г.Новосибирска в 2008 – 2010 гг. входят:

1.   ОАО «Маслодельный комбинат «Чановский» (Новосибирская область);

2.   ОАО «Консервщик» (Новосибирская область);

3.   ООО «Бараба и К» (Новосибирская область);

4.   ЗАО АК «Искитимский молочный завод» (Новосибирская область);

5.   ОАО «Жуланский маслозавод» (Новосибирская область);

6.   ООО «ЗапСибСыр» (Новосибирская область);

7.   ОАО «Вимм-Биль-Данн» (Карасукский филиал, Новосибирская область и Новосибирский филиал, г. Новосибирск);

8.   ОАО «Молкомбинат Утянский» (Новосибирская область);

9.   ООО «БарС» (Новосибирская область);

10. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (г. Новосибирск);

11. ООО Маслосыркомбинат «Чулымский (Новосибирская область);

12. ООО «СибСыр» ((Новосибирская область);

13. ООО «Коченевское молоко» ((Новосибирская область);

14. ООО «Новый дом» (Новосибирская область);

15. ЗАО Маслозавод «Верх-Таркский» (Новосибирская область);

16. ИП <…> (Новосибирская область).

 

<…>

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка (без учета вывезенного молока за пределы географических границ рассматриваемого рынка и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах). Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Наиболее крупным хозяйствующим субъектом, осуществляющим закупку сырого молока коровьего на территории Новосибирской области, является ОАО «Вимм-Биль-Данн», в лице двух филиалов: "Сибирское молоко" Новосибирский филиал ОАО «Вимм-Биль-Данн» и ОАО «Вимм-Биль-Данн» Карасукский филиал.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка.

Согласно методических рекомендаций ФАС России для определения уровня концентрации рынка сырого молока коровьего необходимо определить коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

<…>. Согласно п. 7.2 Порядка <..> рынок следует считать рынком высокой концентрации.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок.

Выявление барьеров входа на рынке сырого молока было основано на проведении анкетирования хозяйствующих субъектов – участников указанного рынка. Так, более 46% опрошенных указали на отсутствие экономических барьеров входа на рынок услуг по закупке сырого молока коровьего, 7,69% отметили, что не сталкивались с барьерами входа. Однако более 23,1% указали на высокую закупочную цену сырого молока у продавцов и отметили, что в соседних регионах цена на закупку сырья значительно ниже. Также 7,6% опрошенных отметили, что экономическим барьером является долгосрочный характер договоров на поставку сырого молока, 7,6% - авансирование поставщиков сырого молока крупными покупателями и 7,6% отметили такое ограничение, как сезонность (недостаточное количество сырого молока в зимней период).

Более 85% опрошенных указали на отсутствие административных ограничений (барьеров), вводимых органами государственной власти и местного самоуправления, остальные участники 14,3% указали, что не сталкивались с административными барьерами.

Преодолимость указанных выше барьеров была отмечена лишь двумя хозяйствующим субъектом, они считают, что барьеры преодолимы за счет дотации производителей из бюджета, компенсации НДС и иных мер поддержки сельхозпроизводителей и переработчиков, а так же за счет увеличения и стабилизации надоев молока.

Таким образом, на основании проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что для большинства участников рынка закупки сырого молока коровьего отсутствуют барьеры входа на рынок. Однако стоит отметить, что некоторые участники рынка акцентируют свое внимание на экономическом аспекте при осуществлении своей деятельности на указанном рынке. Наиболее важными экономическими ограничениями для хозяйствующих субъектов на рынке сырого молока на территории Новосибирской области является, прежде всего, высокая закупочная цена сырья. Но было отмечено такое ограничение, как авансирование поставщиков сырого молока крупными покупателями, что при особых условиях может сыграть немаловажную роль.

Такие барьеры, как стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке вертикально-интегрированных субъектов, участниками рынка отмечены не были.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Таким образом, на основании проведенного анализа рынка сырого молока коровьего в географических границах территории Новосибирской области можно сделать вывод, что рынок высококонцентрированный, конкуренция недостаточно развита. В настоящий момент нет оснований считать, что данные рынки перейдут в иное состояние. Это связано в первую очередь с тем, что в Новосибирской области наблюдается дефицит сырья (молока сырого коровьего). И очень мало предприятий-переработчиков могут позволить себе закупку сырого молока коровьего в других регионах из-за дополнительных расходов по предварительной термической обработке и охлаждению молока для его транспортировки.

Максимальный срок хранения и транспортировки сырого молока составляет 45 часов. С учетом средней скорости движения молоковоза 60 км/ч, погрузо-разгрузочных работ – 4 часа и времени отдыха водителя, переместить молоко можно на расстояние 2100-2200 км. Предприятия–переработчики, закупающие сырое молоко на территории Новосибирской области, могут закупать сырое молоко в Омской области – расстояние 700 – 900 км, в Кемеровской области – расстояние 300 – 500 км, в Томской области – расстояние 300 – 500 км., в Алтайском крае – расстояние – 400 – 700 км. С учетом того, что сырое молоко возможно перемещать на расстояние до 2200 км., у предприятий-переработчиков, закупающих сырье на территории Новосибирской области, также есть возможность закупать сырое молоко в Тюменской области, Республике Алтай, Республике Хакасия и Красноярском крае. В целом рынок закупки сырого молока открыт для межрегиональной торговли, подтверждение этому - отсутствие административных барьеров.

Жалоб на нарушение антимонопольного законодательства участниками данного рынка в управление в 2008-2010 гг. не поступало.

Факторами, ограничивающими конкуренцию, является наличие ранее отмеченных барьеров входа на данный рынок.

В качестве рекомендаций по развитию конкуренции на рынке закупки сырого молока коровьего можно указать на все меры, способствовавшие снижению данных барьеров, а также развитие дорожной сети.