Глава ФАС определил новый вектор развития конкуренции

Им станет концентрация усилий ведомства на отраслях экономики и региональных рынках

 

18 сентября 2019 года в Цифровом Деловом Пространстве состоялось Пленарное заседание «Развитие конкурентной политики и законодательства в странах БРИКС» VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС. Руководитель ФАС России Игорь Артемьев рассказал о развитии конкуренции в Российской Федерации, её проблемах и новых задачах.

 

«ФАС выходит за пределы охранительной функции и переходит к мероприятиям системного макроэкономического характера», - отметил он и напомнил о принятом в 2018 году Указе Президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», который стал фундаментом развития конкуренции как одной из национальных задач и создал правовую основу для её реализации.

 

«Мы старались создать нормативную базу, отвечающую вызовам времени, но пришли к выводу, что этого недостаточно и сконцентрировались на том, как мы можем распространить ценности конкуренции в отраслях экономики. Сегодня сформирована система дорожных карт, которая не только контролирует нарушения, но развивает конкуренцию, и это самое главное, что произошло за последнее время, - добавил Игорь Артемьев. - Национальный план развития конкуренции будет продляться каждые 5 лет, пока это необходимо».

 

«Революции в отраслях заставили нас внести поправки в законодательство: понятие сетевых эффектов, больших данных, определение продуктовых и географических границ рынка. Мы решили изменить понятие естественных монополий в стране, и многие из них перестанут считаться таковыми, например, порты и аэропорты, которые конкурируют друг с другом», - отметил глава ФАС.

 

ФАС России разработала ряд законопроектов: о запрете создания ГУПов и МУПов на конкурентных рынках, пятый «цифровой» антимонопольный пакет, о реформировании естественных монополий, об основах государственного регулирования тарифов, об использовании результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателя в интересах жизни и здоровья, об антимонопольном комплаенсе, о повышении эффективности выявления и пресечения картелей.

«Одним из прямых указаний Президента в Нацплане было снижение нарушений органов власти в 2 раза», - рассказал Игорь Артемьев. 

 

По итогам 2018 года количество таких нарушений снизилось на 14%, а за последние 3 года на 40%.

 

Также зафиксирован рост участия малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в госзакупках до 29,7%, а доли закупок отдельными видами юридических лиц у малого и среднего бизнеса до 12,1%.

 

«То есть малый бизнес за свой труд уже сегодня получил 40 млрд на госзакупках и 20 млрд от компаний. 60 млрд вложения в малый бизнес - это больше достижение», - дополнил руководитель службы.

 

Он рассказал о достижениях в развитии биржевой торговли как конкурентного инструмента для снижения цен и отдельно остановился на теме борьбы с картелями.

 

«Сегодня возбуждено и расследуется 46 уголовных дел об ограничении конкуренции, из них 23 по ст. 178 УК РФ, - отметил Игорь Артемьев.

 

Кроме того, по его словам, в ФАС России ежегодно поступает порядка 100 заявлений по программе смягчения ответственности в целях избежания уголовной и административной ответственности.

Также глава службы рассказал об использовании цифровых инструментов для выявления картелей: созданное в ведомстве программное обеспечение позволяет в автоматическом режиме получать данные и анализировать их на предмет соответствия заданным критериям, посредством чего выявлять антиконкурентные соглашения.

 

В числе достижений по развитию конкуренции 2018 года руководитель ФАС России назвал отмену национального и внутрисетевого роуминга и предложил участникам Конференции подумать об отмене роуминга и на пространстве БРИКС.

 

Среди выполненных ведомством задач он также назвал принятие новых правил и методики регистрации и перерегистрации цен на препараты ЖНВЛП.

 

Говоря о тарифах, Игорь Артемьев рассказал, что принцип долгосрочного тарифного регулирования распространен на все сферы и внедрен принцип регулирования, стимулирующий организации к сокращению издержек: «Тарифы переходят в область эталонов - усредненных цен на единицу услуги, и дальше тариф определяется от него по принципу «инфляция минус».

 

Также, по его словам, в сфере госзакупок достигнута значительная экономия бюджетных средств, которая в целом составляет более 1 трлн рублей.

 

«Синергия полномочий ведомства стала основой эффективности конкурентной политики в России, - подытожил глава ФАС. - Соединение государственного прокьюрмента, антимонопольного законодательства и тарифной политики дало этот синергетический эффект. Мы с разных направлений достигаем одних и тех же целей и «триада» наших полномочий даёт нам такую возможность».

 

В заключение, говоря о важности обмена опытом и лучшими практиками в формате БРИКС, Игорь Артемьев отметил:

 

«Мы многому научились у вас и будем учиться дальше».