Обзор состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет

 

Данное исследование состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет проводилось в соответствии с приказом ФАС России от 15.06.2007 № 165 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 09.11.2006 № 285 «О плане работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках» на основании методических рекомендаций ФАС России от 12.07.2007г. (далее Методические рекомендации).

Целью работы является исследование конкурентной среды на региональном рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет на территории Новосибирской области.

Источниками исходной информации являются ответы на запросы Новосибирского УФАС России Управления Россвязьнадзора (Россвязьохранкультуры) по Новосибирской области, предприятий-операторов связи, предоставляющих услуги доступа в Интернет.

Временной интервал исследования – 2006 – 2007 годы по полугодиям в соответствии с Методическими рекомендациями.

Продуктовые границы изучаемого рынка – товар «услуги предоставления доступа к сети Интернет конечным пользователям, использующим данные услуги для личных, служебных нужд» в соответствии с Методическими рекомендациями. По мнению Управления Россвязьохранкультуры по Новосибирской области независимо от технологии подключения пользователи получают одинаковые базовые наборы услуг при подключении к сети Интернет, в частности, возможность просмотра содержимого информационных ресурсов, размещенных в сети.

Географические границы товарного рынка – Новосибирская область в соответствии с Методическими рекомендациями.

Состав выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке:

1.                   ОАО «РТКомм.РУ»;

2.                   ФГУП «НТЦ «Атлас»;

3.                   ЗАО «Зап-СибТранстелеком»;

4.                   ЗАО «Комплексные телекоммуникационные системы»;

5.                   ООО «Престиж-Связь»;

6.                   ЗАО «Интернет Сибири»;

7.                   ООО МВП «Евгения»;

8.                   ООО «Инфосвязь»;

9.                   ЗАО «Компания Транссвязь»;

10.               ООО «Новотелеком»;

11.               ЗАО «Магистраль Телеком»;

12.               ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Филиал в Новосибирской области;

13.               ООО «Первая миля»;

14.               ООО Интернет-Агентство «Онлайн Сити»;

15.               ООО «Софт»;

16.               ООО «РГ-Софт»;

17.               ОАО «Ринет»;

18.               ООО «НовИнвестРезерв»;

19.               ЗАО «Новосибирская Сотовая Связь-450»;

20.               Новосибирский филиал ФГУП «Почта России»;

21.               ЗАО «Мобиком-Новосибирск»;

22.               ЗАО «Новоком»;

23.               ООО «Комгейт»;

24.               ООО «Полимэкс плюс»;

25.               ЗАО «ПромСвязь».

Емкость исследуемого товарного рынка (в тыс.руб.) представлена в Таблице:

 

1 полугодие 2006г.

2 полугодие 2006г.

1 полугодие 2007г.

2 полугодие 2007г.

657931,47

859275,2

790149,5

819113,7

Способ расчета – объем продаж предприятий-операторов, предоставляющих услуги доступа в Интернет конечным пользователям, использующим данные услуги для личных, служебных нужд, в Новосибирской области.

Определение барьеров входа на товарный рынок

По мнению предприятий-операторов, предоставляющих услуги доступа в Интернет конечным пользователям, к административным барьерам входа на исследуемый рынок можно отнести получение разрешительных документов местной администрации, трудновыполнимые для малых предприятий финансовые требования муниципальных органов, дублирование функций государственных органов, многократные повторные согласования, длительный период рассмотрения проектной документации, затягивание сроков получения лицензии, отсутствие внятных регламентов по согласованию строительства и эксплуатации сетей.

К экономическим барьерам входа на исследуемый рынок относится отсутствие единой ценовой политики у управляющих компаний и ТСЖ на размещение оборудования,  невозможность присоединиться к магистральному оператору на выгодных условиях с небольшой клиентской базой, выход магистральных операторов непосредственно на конечных пользователей.

По оценкам предприятий-операторов, предоставляющих услуги доступа в Интернет конечным пользователям, доля стоимости строительства собственных сетей передачи данных составляет 25 – 70%, доля стоимости аренды сетей – 9 – 30%, доля стоимости присоединения к сети оператору связи – 20-30% в доходах от оказания услуг передачи данных за период эксплуатации. Случаев установления дискриминационных условий (для операторов, не входящих в группу лиц присоединяющего оператора связи) не выявлено.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Расчет коэффициента рыночной концентрации CR3 по полугодиям:

 

1 полугодие 2006г.

2 полугодие 2006г.

1 полугодие 2007г.

2 полугодие 2007г.

59,22

61,01

58,32

62,04

     

Из полученных значений коэффициента можно сделать вывод, что рынок услуг предоставления доступа к сети Интернет конечным пользователям в Новосибирской области является рынком умеренной концентрации. При этом большая часть предприятий-операторов имеет планы по существенному расширению и строительству новых сетей в 2008-2010гг. и увеличению числа абонентов на 30-100%.