• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд на территории Новосибирской области

Новосибирским УФАС России был проведен анализ рынка сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд на территории Новосибирской области (далее – НСО) за 2013г., январь-февраль 2014г.

 

Целью исследования данного рынка являлось установление наличия (отсутствия) доминирующего положения Х1 на рынке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд на территории Новосибирской области.

 

Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2013г., январь-февраль 2014г.

 

Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010г.  (далее – Порядок) «сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок».

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка. Согласно п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе (НСО), в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Условиями обращения товара, ограничивающими экономические возможности приобретения товара покупателем, является использование технологической инфраструктуры (групповых газовых резервуарных установок и газопроводов), необходимой для получения вышеназванного товара.

 

Определение географических границ исследуемого рынка согласно п. 4.5 Порядка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке. Постановлением администрации НСО ХС1 было утверждено региональной газораспределительной организацией по Новосибирской области, уполномоченной реализовывать сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд.

 

Таким образом, географические границы рынка определены  территорией НСО.

 

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства НСО в своем ответе на запрос Новосибирского УФАС России указало, что поставку сжиженного газа на территории НСО осуществляет ХС1.

 

Таким образом, ХС1является единственной организацией, осуществляющей поставку (куплю-продажу) сжиженного углеводородного газа потребителям на территории НСО.

 

Объем поставленного (емкость рынка) ХС1сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок, потребителям на территории НСО в 2013г. составил ХХХ тонн, в январе-феврале 2014г. – ХХХ тонн.

 

Способ определения емкости рынка – объем поставок товара на рассматриваемом товарном рынке, из-за отраслевых особенностей данный показатель более точно характеризует положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке (п. 6.1 Порядка).

 

Доля ХС1на рынке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок, на территории НСО в 2013г. и в январе-феврале 2014г. составила 100%.

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации CR (%) и индекс рыночной концентрации HH1 (п. 7.1 Порядка).

 

Согласно двухпороговой шкале рассматриваемый рынок следует считать рынком высокой концентрации: CR (2013г., январь-февраль 2014г.)=100% соответственно, HHI(2013г., январь-февраль 2014г.) =10000 соответственно.

 

Согласно п. 7.2 Порядка при 70%<= CR<=100% и 2000<= HH1<=10000 рынок следует считать рынком высокой концентрации.

 

ХС1в своем ответе указало на отсутствие каких-либо экономических барьеров входа на указанный рынок, в качестве административных ограничений (барьеров) входа на рынок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд отметило условия лицензирования, а также требования обязательного удовлетворения обязательного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры.

 

Преодолимость указанных барьеров участником не оценена.

 

Рассматриваемый рынок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок,  на территории НСО в исследуемые периоды времени являлся рынком высокой концентрации и неразвитой конкуренции. Вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов ограничен из-за наличия существенных, труднопреодолимых барьеров.