Решение по делу №02-01-39-10-09 в отношении ООО «Рецепт»

Номер дела: 02-01-39-10-09
Дата публикации: 21 сентября 2009, 11:52

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-39-10-09

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2009 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.– начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е.  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика ООО «Рецепт»: <…>по доверенности б/н от 14.09.2009 г.; <…>по доверенности б/н от 14.09.2009 г.,

рассмотрев дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» (632382, Новосибирская область, г. Куйбышев, квартал 11, д.9) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

По результатам мониторинга цен на лекарственные средства, проведенного по поручению ФАС России от 05.06.2009 г. № АК/1810-ПР за период с 1 по 3 кварталы 2009 г., Новосибирским УФАС России выявлены признаки  нарушения  обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р (далее Перечень ЖНВЛС), вследствие чего в отношении Общества возбуждено дело по признакам нарушения  пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В ходе проверки представленных ООО «Рецепт» в рамках мониторинга данных об оптовых ценах, розничных ценах и розничных торговых надбавках, было установлено, что розничные надбавки на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, реализуемые в аптеках ООО «Рецепт» составляют 27-30%  по следующим наименованиям:

- Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200мл.   По состоянию на 1 апреля 2009 г. розничная надбавка составила 29,85% (товарная накладная № 271596 от 17.03.2009 г.,  протокол согласования по счет-фактуре № 271596 от 17.03.2009 г.);

- Анальгин, таблетки 500 мг №10. По состоянию на 1 июля  2009 г. розничная надбавка составила 26,84% (товарная накладная № 335833 от 29.06.2009 г.);

- Компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60. По состоянию на 1 июля 2009 г. розничная надбавка составила 27,24%. (товарная накладная № 460974 от 30.06.2009 г. протокол  согласования № 460974).

Положением о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 г. № 782 , установлено, что  предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Новосибирской области «О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» от 17.04.2002 г. № 364 (в редакции Постановления  Главы администрации Новосибирской области от 25.05.2009 г. № 202 «О внесении изменений в Постановления Главы администрации Новосибирской области от 22.09.99 г. № 600, от 17.04.2002 г. № 364»)  размер торговой розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленной аптечными учреждениями, не должен превышать 25%.

ООО «Рецепт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 % на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Доля ООО «Рецепт» на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области составляет 55,04%, то есть в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» на указанном рынке Общество занимает доминирующее положение.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ООО «Рецепт», установив розничную надбавку на указанные выше лекарственные средства, входящие в  Перечень ЖНВЛС, в размере 27-30% нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, злоупотребив тем самым своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области и  ущемив интересы непосредственно потребителей лекарственных средств,  следовательно нарушает п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представителем ООО «Рецепт» представлены следующие объяснения по делу. Выявленное в ходе проведения мониторинга цен нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, а именно: натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9%, 200 мл; анальгин, таблетки  500 мг № 10; компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, стало следствием технической ошибки. В товарных накладных и протоколах согласования цен указанные лекарственные средства не были помечены поставщиком как жизненно важные. В результате чего розничные надбавки на данные препараты в соответствии с Постановлением главы администрации Новосибирской области от 22.09.1999 г. № 600 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (в ред. Постановления Губернатора области от 25.05.2009 г. № 220) были сформированы как на обычные лекарственные средства с ограничением наценки не выше 30%.

В обоснование обязанности поставщиков указывать в протоколах согласования цен препараты, входящие в Перечень ЖНВЛС, представитель ООО «Рецепт» ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации  от 08.08.2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования  цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», которым установлено, что при реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный довод не принимается, поскольку указанное постановление не содержит обязанности поставщика отмечать в протоколе согласования цен жизненно важные препараты, а устанавливает ответственность за недостоверность сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки. То есть  за соблюдение предельного уровня торговой розничной надбавки на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖВНЛС, отвечает лицо, осуществляющее розничную реализацию данных препаратов через аптечные учреждения.

Также представителем  ООО «Рецепт» отмечено, что данный случай несоблюдения установленного порядка ценообразования  единственный. До и после этого момента по рассматриваемым лекарственным средствам ценообразование проводилось в соответствии с нормативными правовыми актами, что подтверждено товарными накладными за 2009 г. (имеются в материалах дела).  Сумма от реализации лекарственных средств, по которым установлено нарушение, составила 940 руб. 50 коп. Сумма завышения наценки по данным лекарственным средствам -  54 руб. 70 коп. В настоящее время нарушение порядка ценообразования ООО «Рецепт» устранено, торговые наценки приведены в соответствие с требованиями законодательства, что подтверждено товарными накладными. В целях совершенствования системы контроля за формированием розничных цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, и  исключения  случаев нарушения действующего порядка формирования розничных цен на данные лекарственные средства генеральным  директором ООО «Рецепт» издан  Приказ № 07/08 от 07.08.2009 г.  об усилении контроля за установлением розничных цен  на жизненно важные лекарственные средства и о создании программы для автоматизированного формирования цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС.

Изучив материалы дела № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. в отношении ООО «Рецепт» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее. 

Установление ООО «Рецепт» в первом-втором  квартале 2009 г. на препараты натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200 мл, анальгин, таблетки  500 мг № 10, компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, входящие в Перечень ЖНВЛС, торговой розничной надбавки, превышающей предельный уровень (25%), нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на данные лекарственные средства, что  является злоупотреблением Общества своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области и ущемляет интересы непосредственно потребителей лекарственных средств. Следовательно, ООО «Рецепт»  нарушило п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции». Поскольку выявленное нарушение порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, ООО «Рецепт»  было добровольно устранено и приняты необходимые меры для недопущения превышения  предельного уровня торговой наценки при формировании  розничных цен, что подтверждено соответствующими документами, в соответствии с п. 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. подлежит прекращению.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, п.1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ООО «Рецепт» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления в первом-втором квартале 2009 г. розничной торговой надбавки на препараты натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200 мл, анальгин, таблетки  500 мг № 10, компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, входящие в Перечень ЖНВЛС, в размере 27-30%, что превышает предельный уровень (25%) и не соответствует установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования.

2.  Дело № 02-01-39-10-09 в отношении ООО «Рецепт» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

 

            Председатель Комиссии                                                              А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                      Г.Н. Даниленко

                                                                                                    С.Е. Князькова

stdClass Object ( [vid] => 8403 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-01-39-10-09 в отношении ООО «Рецепт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8403 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348209647 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-39-10-09

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2009 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.– начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е.  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика ООО «Рецепт»: <…>по доверенности б/н от 14.09.2009 г.; <…>по доверенности б/н от 14.09.2009 г.,

рассмотрев дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» (632382, Новосибирская область, г. Куйбышев, квартал 11, д.9) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

По результатам мониторинга цен на лекарственные средства, проведенного по поручению ФАС России от 05.06.2009 г. № АК/1810-ПР за период с 1 по 3 кварталы 2009 г., Новосибирским УФАС России выявлены признаки  нарушения  обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р (далее Перечень ЖНВЛС), вследствие чего в отношении Общества возбуждено дело по признакам нарушения  пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В ходе проверки представленных ООО «Рецепт» в рамках мониторинга данных об оптовых ценах, розничных ценах и розничных торговых надбавках, было установлено, что розничные надбавки на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, реализуемые в аптеках ООО «Рецепт» составляют 27-30%  по следующим наименованиям:

- Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200мл.   По состоянию на 1 апреля 2009 г. розничная надбавка составила 29,85% (товарная накладная № 271596 от 17.03.2009 г.,  протокол согласования по счет-фактуре № 271596 от 17.03.2009 г.);

- Анальгин, таблетки 500 мг №10. По состоянию на 1 июля  2009 г. розничная надбавка составила 26,84% (товарная накладная № 335833 от 29.06.2009 г.);

- Компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60. По состоянию на 1 июля 2009 г. розничная надбавка составила 27,24%. (товарная накладная № 460974 от 30.06.2009 г. протокол  согласования № 460974).

Положением о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 г. № 782 , установлено, что  предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Новосибирской области «О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» от 17.04.2002 г. № 364 (в редакции Постановления  Главы администрации Новосибирской области от 25.05.2009 г. № 202 «О внесении изменений в Постановления Главы администрации Новосибирской области от 22.09.99 г. № 600, от 17.04.2002 г. № 364»)  размер торговой розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленной аптечными учреждениями, не должен превышать 25%.

ООО «Рецепт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 % на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Доля ООО «Рецепт» на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области составляет 55,04%, то есть в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» на указанном рынке Общество занимает доминирующее положение.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ООО «Рецепт», установив розничную надбавку на указанные выше лекарственные средства, входящие в  Перечень ЖНВЛС, в размере 27-30% нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, злоупотребив тем самым своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области и  ущемив интересы непосредственно потребителей лекарственных средств,  следовательно нарушает п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представителем ООО «Рецепт» представлены следующие объяснения по делу. Выявленное в ходе проведения мониторинга цен нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, а именно: натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9%, 200 мл; анальгин, таблетки  500 мг № 10; компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, стало следствием технической ошибки. В товарных накладных и протоколах согласования цен указанные лекарственные средства не были помечены поставщиком как жизненно важные. В результате чего розничные надбавки на данные препараты в соответствии с Постановлением главы администрации Новосибирской области от 22.09.1999 г. № 600 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (в ред. Постановления Губернатора области от 25.05.2009 г. № 220) были сформированы как на обычные лекарственные средства с ограничением наценки не выше 30%.

В обоснование обязанности поставщиков указывать в протоколах согласования цен препараты, входящие в Перечень ЖНВЛС, представитель ООО «Рецепт» ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации  от 08.08.2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования  цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», которым установлено, что при реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный довод не принимается, поскольку указанное постановление не содержит обязанности поставщика отмечать в протоколе согласования цен жизненно важные препараты, а устанавливает ответственность за недостоверность сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки. То есть  за соблюдение предельного уровня торговой розничной надбавки на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖВНЛС, отвечает лицо, осуществляющее розничную реализацию данных препаратов через аптечные учреждения.

Также представителем  ООО «Рецепт» отмечено, что данный случай несоблюдения установленного порядка ценообразования  единственный. До и после этого момента по рассматриваемым лекарственным средствам ценообразование проводилось в соответствии с нормативными правовыми актами, что подтверждено товарными накладными за 2009 г. (имеются в материалах дела).  Сумма от реализации лекарственных средств, по которым установлено нарушение, составила 940 руб. 50 коп. Сумма завышения наценки по данным лекарственным средствам -  54 руб. 70 коп. В настоящее время нарушение порядка ценообразования ООО «Рецепт» устранено, торговые наценки приведены в соответствие с требованиями законодательства, что подтверждено товарными накладными. В целях совершенствования системы контроля за формированием розничных цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, и  исключения  случаев нарушения действующего порядка формирования розничных цен на данные лекарственные средства генеральным  директором ООО «Рецепт» издан  Приказ № 07/08 от 07.08.2009 г.  об усилении контроля за установлением розничных цен  на жизненно важные лекарственные средства и о создании программы для автоматизированного формирования цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС.

Изучив материалы дела № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. в отношении ООО «Рецепт» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее. 

Установление ООО «Рецепт» в первом-втором  квартале 2009 г. на препараты натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200 мл, анальгин, таблетки  500 мг № 10, компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, входящие в Перечень ЖНВЛС, торговой розничной надбавки, превышающей предельный уровень (25%), нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на данные лекарственные средства, что  является злоупотреблением Общества своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области и ущемляет интересы непосредственно потребителей лекарственных средств. Следовательно, ООО «Рецепт»  нарушило п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции». Поскольку выявленное нарушение порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, ООО «Рецепт»  было добровольно устранено и приняты необходимые меры для недопущения превышения  предельного уровня торговой наценки при формировании  розничных цен, что подтверждено соответствующими документами, в соответствии с п. 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. подлежит прекращению.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, п.1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ООО «Рецепт» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления в первом-втором квартале 2009 г. розничной торговой надбавки на препараты натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200 мл, анальгин, таблетки  500 мг № 10, компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, входящие в Перечень ЖНВЛС, в размере 27-30%, что превышает предельный уровень (25%) и не соответствует установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования.

2.  Дело № 02-01-39-10-09 в отношении ООО «Рецепт» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

 

            Председатель Комиссии                                                              А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                      Г.Н. Даниленко

                                                                                                    С.Е. Князькова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-39-10-09

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2009 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.– начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е.  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика ООО «Рецепт»: <…>по доверенности б/н от 14.09.2009 г.; <…>по доверенности б/н от 14.09.2009 г.,

рассмотрев дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» (632382, Новосибирская область, г. Куйбышев, квартал 11, д.9) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

По результатам мониторинга цен на лекарственные средства, проведенного по поручению ФАС России от 05.06.2009 г. № АК/1810-ПР за период с 1 по 3 кварталы 2009 г., Новосибирским УФАС России выявлены признаки  нарушения  обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р (далее Перечень ЖНВЛС), вследствие чего в отношении Общества возбуждено дело по признакам нарушения  пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В ходе проверки представленных ООО «Рецепт» в рамках мониторинга данных об оптовых ценах, розничных ценах и розничных торговых надбавках, было установлено, что розничные надбавки на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, реализуемые в аптеках ООО «Рецепт» составляют 27-30%  по следующим наименованиям:

- Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200мл.   По состоянию на 1 апреля 2009 г. розничная надбавка составила 29,85% (товарная накладная № 271596 от 17.03.2009 г.,  протокол согласования по счет-фактуре № 271596 от 17.03.2009 г.);

- Анальгин, таблетки 500 мг №10. По состоянию на 1 июля  2009 г. розничная надбавка составила 26,84% (товарная накладная № 335833 от 29.06.2009 г.);

- Компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60. По состоянию на 1 июля 2009 г. розничная надбавка составила 27,24%. (товарная накладная № 460974 от 30.06.2009 г. протокол  согласования № 460974).

Положением о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 г. № 782 , установлено, что  предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Новосибирской области «О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» от 17.04.2002 г. № 364 (в редакции Постановления  Главы администрации Новосибирской области от 25.05.2009 г. № 202 «О внесении изменений в Постановления Главы администрации Новосибирской области от 22.09.99 г. № 600, от 17.04.2002 г. № 364»)  размер торговой розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленной аптечными учреждениями, не должен превышать 25%.

ООО «Рецепт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 % на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Доля ООО «Рецепт» на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области составляет 55,04%, то есть в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» на указанном рынке Общество занимает доминирующее положение.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ООО «Рецепт», установив розничную надбавку на указанные выше лекарственные средства, входящие в  Перечень ЖНВЛС, в размере 27-30% нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, злоупотребив тем самым своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области и  ущемив интересы непосредственно потребителей лекарственных средств,  следовательно нарушает п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представителем ООО «Рецепт» представлены следующие объяснения по делу. Выявленное в ходе проведения мониторинга цен нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, а именно: натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9%, 200 мл; анальгин, таблетки  500 мг № 10; компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, стало следствием технической ошибки. В товарных накладных и протоколах согласования цен указанные лекарственные средства не были помечены поставщиком как жизненно важные. В результате чего розничные надбавки на данные препараты в соответствии с Постановлением главы администрации Новосибирской области от 22.09.1999 г. № 600 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (в ред. Постановления Губернатора области от 25.05.2009 г. № 220) были сформированы как на обычные лекарственные средства с ограничением наценки не выше 30%.

В обоснование обязанности поставщиков указывать в протоколах согласования цен препараты, входящие в Перечень ЖНВЛС, представитель ООО «Рецепт» ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации  от 08.08.2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования  цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», которым установлено, что при реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный довод не принимается, поскольку указанное постановление не содержит обязанности поставщика отмечать в протоколе согласования цен жизненно важные препараты, а устанавливает ответственность за недостоверность сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки. То есть  за соблюдение предельного уровня торговой розничной надбавки на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖВНЛС, отвечает лицо, осуществляющее розничную реализацию данных препаратов через аптечные учреждения.

Также представителем  ООО «Рецепт» отмечено, что данный случай несоблюдения установленного порядка ценообразования  единственный. До и после этого момента по рассматриваемым лекарственным средствам ценообразование проводилось в соответствии с нормативными правовыми актами, что подтверждено товарными накладными за 2009 г. (имеются в материалах дела).  Сумма от реализации лекарственных средств, по которым установлено нарушение, составила 940 руб. 50 коп. Сумма завышения наценки по данным лекарственным средствам -  54 руб. 70 коп. В настоящее время нарушение порядка ценообразования ООО «Рецепт» устранено, торговые наценки приведены в соответствие с требованиями законодательства, что подтверждено товарными накладными. В целях совершенствования системы контроля за формированием розничных цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, и  исключения  случаев нарушения действующего порядка формирования розничных цен на данные лекарственные средства генеральным  директором ООО «Рецепт» издан  Приказ № 07/08 от 07.08.2009 г.  об усилении контроля за установлением розничных цен  на жизненно важные лекарственные средства и о создании программы для автоматизированного формирования цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС.

Изучив материалы дела № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. в отношении ООО «Рецепт» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее. 

Установление ООО «Рецепт» в первом-втором  квартале 2009 г. на препараты натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200 мл, анальгин, таблетки  500 мг № 10, компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, входящие в Перечень ЖНВЛС, торговой розничной надбавки, превышающей предельный уровень (25%), нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на данные лекарственные средства, что  является злоупотреблением Общества своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Куйбышевского района Новосибирской области и ущемляет интересы непосредственно потребителей лекарственных средств. Следовательно, ООО «Рецепт»  нарушило п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции». Поскольку выявленное нарушение порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, ООО «Рецепт»  было добровольно устранено и приняты необходимые меры для недопущения превышения  предельного уровня торговой наценки при формировании  розничных цен, что подтверждено соответствующими документами, в соответствии с п. 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. подлежит прекращению.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, п.1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ООО «Рецепт» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления в первом-втором квартале 2009 г. розничной торговой надбавки на препараты натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9% 200 мл, анальгин, таблетки  500 мг № 10, компливит, таблетки, покрытые оболочкой № 60, входящие в Перечень ЖНВЛС, в размере 27-30%, что превышает предельный уровень (25%) и не соответствует установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования.

2.  Дело № 02-01-39-10-09 в отношении ООО «Рецепт» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

 

            Председатель Комиссии                                                              А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                      Г.Н. Даниленко

                                                                                                    С.Е. Князькова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-39-10-09 [format] => [safe_value] => 02-01-39-10-09 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» (632382, Новосибирская область, г. Куйбышев, квартал 11, д.9) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 02-01-39-10-09 от 07.08.09 г. по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Рецепт» (632382, Новосибирская область, г. Куйбышев, квартал 11, д.9) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 418 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 418 [vid] => 6 [name] => Социальная сфера [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 410 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 410 [vid] => 1 [name] => лекарства [description] => [format] => [weight] => 72 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-21 04:52:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-17 04:52:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348209647 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )