Судебные решения по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб»

Номер дела: 02-01-61-10-09
Дата публикации: 14 ноября 2011, 04:00

Судебные решения по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб» можно скачать по ссылке ниже

 

Файлы для скачивания

Решение Арбитражного суда НСО по делу №А45-390/2010
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.14 МБ
stdClass Object ( [vid] => 5845 [uid] => 5 [title] => Судебные решения по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5845 [type] => solution [language] => ru [created] => 1321243256 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Судебные решения по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб» можно скачать по ссылке ниже

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Судебные решения по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб» можно скачать по ссылке ниже

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А45-390/2010 [format] => [safe_value] => А45-390/2010 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-61-10-09 [format] => [safe_value] => 02-01-61-10-09 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Судебные решения по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб» можно скачать по ссылке ниже

[format] => full_html [safe_value] =>

Судебные решения по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб» можно скачать по ссылке ниже

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 420 [uid] => 5 [filename] => a45-390-2010_20100216_reshenie.pdf [uri] => public://solution/2012/07/20/a45-390-2010_20100216_reshenie.pdf [filemime] => application/pdf [filesize] => 138710 [status] => 1 [timestamp] => 1342758891 [origname] => a45-390-2010_20100216_reshenie.pdf [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение Арбитражного суда НСО по делу №А45-390/2010 ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 426 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 426 [vid] => 1 [name] => суды [description] => [format] => [weight] => 96 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-13 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 5844 [access] => 1 [node] => stdClass Object ( [vid] => 5844 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-01-61-10-09 от 06.10.2009 года в отношении ОАО «Станкосиб» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5844 [type] => solution [language] => ru [created] => 1321242896 [changed] => 1390468096 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390468096 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-61-10-09

 

Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2009 года              г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 30.10. 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.

- начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бориленко Н. Д.

- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Кириленко И.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02-01-61-10-09 от 06.10.2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») в отношении открытого акционерного общества «Станкосиб» (фактический адрес: 630083, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131)

в присутствии представителей: ООО «Сервис–центр «Холодильщик» - «…»., по доверенности,

ОАО «Станкосиб» - «…»., по доверенности, «…» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России  обратилось ООО «Сервис-центр «Холодильщик» (ООО «СЦ «Холодильщик») по поводу злоупотребления ОАО «Станкосиб» своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче  электрической энергии. По результатам рассмотрения указанного обращения установлено следующее.

По договорам купли-продажи № 398/юр от 22.11.2002 и № 554/юр от 22.04.2003  ООО «СЦ «Холодильщик» приобрело в собственность у ОАО «Станкосиб» недвижимое имущество – здание производственного назначения площадью 1140 кв.м. по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131. По договору  купли-продажи земельного  участка от 09.01.2004 ООО «СЦ «Холодильщик» приобрело земельный участок площадью 2038,0 кв.м., занимаемый указанным зданием и необходимый  для его использования.  Между ОАО  «Станкосиб»  и ООО  «СЦ «Холодильщик» был заключен договор об оказании услуг №1382юр от 31.12.2004, по которому ОАО «Станкосиб» оказывало ООО «СЦ «Холодильщик», в том числе, услуги по обеспечению  электрической энергией,

В 2007 году ОАО «Станкосиб» взамен указанного выше договора заключило с ООО «СЦ «Холодильщик» отдельный договор № 2594 юр от 18.06.2007 на оказание услуги по передаче электрической энергии (в ред. дополнительного соглашения от 31.12.2008).

ООО «СЦ «Холодильщик» считает, что ООО «Станкосиб» злоупотребляет  своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче  электрической энергии, а именно:

- пункт 3.2.16. Договора № 2594 юр от 18.06.2007 обязывает ООО «СЦ «Холодильщик» принимать долевое  участие  в затратах на реконструкцию, новое строительство и приобретение помещения и электрооборудования  трансформаторной подстанции и электросетей ОАО «Станкосиб», расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131. При выходе указанного оборудования  и электросетей из строя в процессе эксплуатации, в случае аварии, в том  числе в связи с действием  обстоятельств непреодолимой силы, ООО «СЦ «Холодильщик» обязано возместить ОАО «Станкосиб» затраты пропорционально разрешенной мощности, в течение 3 банковских дней с момента выставления счета абонентом;

- пункт 5.2. Договора № 2594 юр от 18.06.2007 устанавливает  оплату за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребляемой ОАО «СЦ «Холодильщик» электроэнергии в расчетном  месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго».

При этом заявитель указывает  на вынужденность заключения договора на данных условиях, поскольку ОАО «Станкосиб» не выдавало ООО «СЦ «Холодильщик» документы, необходимые  для оформления в качестве субабонента, пока оно не перечислит 419 720 руб. в качестве доли участия в реконструкции сетей и не подпишет  договор № 2594 от 18.06.2007 по передаче  электроэнергии на условиях ОАО «Станкосиб».  Одновременно с этим ОАО «Станкосиб»  выражало намерение прекратить отпуск  электроэнергии  в связи с неоформлением ООО «СЦ «Холодильщик» в качестве субабонента. Письма, подтверждающие данные факты, имеются в материалах дела.

Новосибирское УФАС России установило, что в действиях ОАО «Станкосиб» по взиманию платы за передачу  электрической энергии, без утверждения тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области, имеются признаки нарушения  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

«Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг» (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004) предусмотрено следующее (пункт 6): «Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов».

Сетевыми организациями, в соответствии с пунктом 2 указанных Правил, являются организации, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Поскольку электрические сети, расположенные в границах земельных участков ОАО «Станкосиб», принадлежат Обществу на праве собственности, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права (54АГ 675982 от 22.07.2009 г., 54АГ 675983 от 22.07.2009 г.) и ОАО «Станкосиб», исходя из условий договора № 2594 от 18.06.2007 г., оказывает услуги по передаче  электрической энергии, следовательно, ОАО «Станкосиб» является сетевой организацией и его деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии подпадает под государственное регулирование в соответствии с приведенным выше требованием Правил.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов их предельных уровней, устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (в настоящее время – это Департамент по тарифам Новосибирской области: в соответствии с пунктом 2.2.1. «Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области», утв. постановлением Губернатора Новосибирской области № 213 от 15.04.2005).

Таким образом, в действиях ОАО «Станкосиб» по установлению для ООО «Сервис Центр «Холодильщик» и других своих субабонентов (ООО «Косталека», гр. «…»., ООО «БЫТЪ интерпрайс», гр. «…», гр. «…».,  гр. «…», гр. «…».,  ЗАО «Трансервис-АЗС 5»,  гр. «…»., ООО «Русский Фейерверк», гр. «…»)  платы за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной Субабанентом электроэнергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения тарифа на передачу электрической энергии в Департаменте по тарифам Новосибирской области на 2008 г. и на 2009 г., содержатся признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электроэнергии.

На основании вышеизложенного Новосибирское УФАС России возбудило дело № 02-01-61-10-09 от 06.10.2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») в отношении ООО «Станкосиб».

В ответ на Определение о назначении рассмотрения настоящего дела  ООО «Станкосиб представило в Новосибирское УФАС России копии запрошенных указанным Определением документов в полном объеме. Объяснения по существу дела ООО «Станкосиб не представлены.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 27.10.2009 представители ООО «Станкосиб» дали следующие пояснения.

ОАО «Станкосиб» не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии по следующим основаниям:

- в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС Росси от 25.04.2006№108 (Порядок) при определении доминирующего положения должен быть проведен анализ и оценка конкурентной среды, а также должны быть определены географические и продуктовые границы рынка. Исходя из природы товара (электрическая энергия) географические границы не могут быть обусловлены границами электрических сетей ОАО «Станкосиб», поскольку передача электрической энергии потребителю (ООО СЦ «Холодильщик») возможна и от энергоснабжающей организации. ООО  СЦ «Холодильщик» является субабонентом ОАО «Станкосиб» и получает электрическую энергию от ОАО «СибирьЭнерго», а не от ОАО «Станкосиб»;

- передача электрической энергии осуществляется не только по сетям ОАО «Станкосиб», но и по сетям ЗАО РЭС. В этих географических границах «Станкосиб» не доминирует;

- услуга по передаче электрической энергии является взаимозаменяемой с услугой по поставке электрической энергии. ОАО «Станкосиб» не имеет отдельного договора с ОАО «СибирьЭнерго» на передачу электрической энергии.

Кроме того, статья 23 ФЗ «Об электроэнергетике» предусматривает государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии в том случае, когда сети принадлежат хозяйствующему субъекту на праве собственности. ДТ НСО устанавливает тарифы на  передачу электрической энергии для территориальных сетевых организаций.

В процессе рассмотрения данного дела представители ОАО «Станкосиб» не признали обязательность своего обращения по поводу установления для ОАО «Станкосиб» тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган - Департамент по тарифам Новосибирской области (ДТ НСО).

Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает доводы ОАО «Станкосиб» по следующим основаниям.

1. Доминирующее положение.

Продуктовые границы исследуемого рынка.

В соответствии с пунктом 5 Порядка «основным методом определения продуктовых (географических) границ товарного рынка является метод, предусмотренный подпунктом «а» данного пункта, а именно «метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара…».

Опрошенные потребители услуги  ОАО «Станкосиб» по передаче электрической энергии – ЗАО «Трансервис – АЗС 5», ООО «РУССКИЙ ФЕЙЕРВЕРК» Новосибирск, ООО «СЦ «Холодильщик», «…»«…», ООО «Быть Интерпрайс»,  ИП Фоменко В.В. признали невзаимозаменяемость услуг по передаче электрической энергии с другими услугами.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с пунктом 14 Порядка произведено на основании  условий  договоров, заключенных ОАО «Станкосиб» с потребителями (ответ ОАО «Станкосиб» - вх. № 6047 от 08.09.09г.). Так, в пунктах 1-3 представленных договоров отражены  непосредственно предмет договора, права и обязанности сторон, порядок расчетов по договору.

Необходимость в оказании услуг по передаче электрической энергии в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» объясняется тем, что таким образом потребители получают указанные выше услуги, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности.

На основании изложенного, продуктовые границы изучаемых товарных рынков  определены в соответствии с пунктами. 5, 13, 14, 15 Порядка как «услуга по передаче электрической энергии».

Географические границы товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка.

Условиями обращения товара, ограничивающими экономические возможности приобретения товара покупателем, является использование технологической инфраструктуры (электрических сетей), необходимой для получения услуг по передаче электрической энергии. Таким образом, географические границы рынка определены  территорией расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» (схема расположения сетей представлена в ответе ОАО «Станкосиб» - (входящий Новосибирского УФАС России №6047 от 08.09.09г.).

Основным методом определения географических границ товарного рынка, также как и продуктовых границ, в соответствии с пунктом 5 Порядка является метод, предусмотренный подпунктом «а» настоящего пункта, а именно «метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара…».

Так, большинство опрошенных потребителей (более 85%) (ЗАО «Трансервис – АЗС 5», ООО «РУССКИЙ ФЕЙЕРВЕРК» Новосибирск, ООО «СЦ «Холодильщик», «…»«…», ООО «Быть Интерпрайс», ООО «Косталека»,  ИП Фоменко В.В.)  представили ответы о том, что для них отсутствует возможность получения услуг по передаче электрической энергии от других хозяйствующих субъектов, кроме ОАО «Станкосиб», а также ответы о том, что для них получение вышеуказанной услуги в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» невзаимозаменяемо с получением этих услуг на иных территориях г. Новосибирска.

Согласно пункту 23 Порядка географические границы рынка определены территорией, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, а именно в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб».

Согласно пункту 25 Порядка рассматриваемый рынок услуг по передаче электрической энергии – локальный, так как не выходят за границы муниципального образования, а именно за территорию г. Новосибирска.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке.

По сведениям, представленным ОАО «Станкосиб» (вх. № 6047 от  08.09.2009), у хозяйствующих субъектов-потребителей, которым данная организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, существует возможность получать указанную услугу от других  хозяйствующих субъектов, а именно: от ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1» , ОАО «Завод Труд», Западно-Сибирской железной дороги – филиала  ОАО «РЖД». Однако, ОАО «Завод Труд» представило информацию о том, что при оказании услуги по передаче электрической энергии потребителям ОАО «Станкосиб» с трансформаторной подстанции, потребители должны будут выполнить ряд технических условий на подключение  и заключить договор с ОАО «Завод Труд», поэтому для потребителей ОАО «Станкосиб» выгоднее подключаться на арендуемой территории, поскольку технические условия на подключение будут менее затратными. ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1» сообщило, что у потребителей ОАО «Станкосиб» в настоящее время нет возможности  получать услуги по передаче электрической энергии от ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1». Западно-Сибирская железная дорога – филиал  ОАО «РЖД» также представила ответ о невозможности получения услуги по передаче электрической энергии потребителями ОАО «Станкосиб» от Западно-Сибирской железной дороги – филиала  ОАО «РЖД», ссылаясь на пункт 1.6. Распоряжения ОАО «РЖД» от 31.03.2008 «О регламенте взаимодействия по вопросам технологического присоединения сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД»», в соответствии с которым запрещается выдача технических условий на технологическое присоединение сторонних потребителей к объектам хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД», обеспечивающих безопасность движения поездов.

Таким образом, единственным продавцом услуг по передаче электрической энергии и пользования подъездными путями в обозначенных выше географических границах является  ОАО «Станкосиб».

Покупателями услуг по передаче электрической энергии являются вышеуказанные хозяйствующие субъекты, которым ОАО «Станкосиб» оказывает услугу по передаче электрической энергии в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб», в том числе ООО «СЦ «Холодильщик».

Таким образом, Новосибирское УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела в полном соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС Росси от 25.04.2006№108, определило продуктовые и географические границы рынка оказания услуг по передаче электрической энергии и провело анализ и оценку состояния конкурентной среды на указанном рынке.

2.  Заявление ОАО «Станкосиб» о том, что передача электрической энергии осуществляется не только по сетям ОАО «Станкосиб», но и по сетям ЗАО РЭС, и в этих географических границах «Станкосиб» не доминирует, неправомерно, поскольку  тариф ОАО «СибирьЭнерго» включает в себя затраты на производство электрической энергии и затраты на ее передачу по сетям ЗАО РЭС. В границах электрических сетей ОАО «Станкосиб» передачу электрической энергии ЗАО «РЭС» не осуществляет. ОАО «Станкосиб» само потребляет электрическую энергию и предает ее в соответствии с договорами  ООО «СЦ «Холодильщик» и другим субабонентам.

3.  Утверждение ОАО «Станкосиб» о том, что статья 23 ФЗ «Об электроэнергетике» предусматривает государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии в том случае, когда сети принадлежат хозяйствующему субъекту на праве собственности и что действие указанной статьи не распространяется на ОАО «Станкосиб», неправомерно в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 №168 от 26.07.2007 №484) сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином, установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Подтверждением того, что  электрические сети, расположенные в границах земельных участков ОАО «Станкосиб»,  принадлежат ему на праве собственности, являются свидетельства о государственной регистрации права (54АГ 675982 от 22.07.2009, 54АГ 675983 от 22.07.2009).

4. Непризнание ОАО «Станкосиб» обязательности своего обращения по поводу установления для него тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган - ДТ НСО также является неправомерным в связи с тем, что с момента заключения ОАО «Станкосиб» договоров с субабонентами на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии возник соответствующий товарный рынок, участником которого  является ОАО «Станкосиб». Наличие товарного рынка обусловлено тем, что оказание услуг происходит на возмездной основе. Тариф  на передачу электрической энергии должен быть установлен ДТ НСО, поскольку в рамках действующего законодательства хозяйствующий субъект, осуществляющий естественномонопольную деятельность (в данном случае – передачу электрической энергии) на возмездной основе, обязан  согласовывать тариф на передачу электрической энергии с уполномоченным органом.

В соответствии с аналитическим отчетом отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России о результатах проведенного анализа рынка услуг по передаче электрической энергии потребителям в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» по данным за 2008 год, январь – июль 2009 года ОАО «Станкосиб» занимает доминирующее положение с долей 100% на указанном рынке.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц. ОАО «Станкосиб», самостоятельно устанавливая плату за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной субабонентом электрической энергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения в Департаменте по тарифам Новосибирской области индивидуального тарифа на передачу электрической энергии, ущемляет интересы ООО «СЦ «Холодильщик» и других субабонентов. Указанные действия  ОАО «Станкосиб» противоречат пункту 10  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать открытое акционерное общество «Станкосиб» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем установления в договорах с его субабонентами платы за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной субабонентом электрической энергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения в Департаменте по тарифам Новосибирской области индивидуального тарифа на передачу электрической энергии на 2008 год и на 2009 год, что нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи открытому акционерному обществу «Станкосиб» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения нарушения открытому акционерному обществу «Станкосиб» обратиться в Департамент по тарифам Новосибирской области на предмет установления ОАО «Станкосиб» индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

А. А. Ельчанинов

 

 

Г.Н. Даниленко

 

Н. Д. Бориленко

 

И.А. Кириленко

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-61-10-09

30 октября 2009 года                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.

- начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бориленко Н. Д.

- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Кириленко И.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 30 октября 2009 года по делу №02-01-61-10-09 от 6 октября 2009 года о нарушении открытым акционерным обществом «Станкосиб» (фактический адрес: 630083, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Станкосиб» в срок до 24 декабря 2009 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в договорах с его субабонентами платы за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной субабонентом электрической энергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения в Департаменте по тарифам Новосибирской области индивидуального тарифа на передачу электрической энергии на 2008 год и на 2009 год, что нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.

Открытому акционерному обществу «Станкосиб» в срок до 24 декабря  2009 года обратиться в Департамент по тарифам Новосибирской области на предмет установления ОАО «Станкосиб» индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 25 декабря 2009 с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

А. А. Ельчанинов

 

 

Г.Н. Даниленко

 

Н. Д. Бориленко

 

И.А. Кириленко

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-61-10-09

 

Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2009 года              г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 30.10. 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.

- начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бориленко Н. Д.

- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Кириленко И.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02-01-61-10-09 от 06.10.2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») в отношении открытого акционерного общества «Станкосиб» (фактический адрес: 630083, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131)

в присутствии представителей: ООО «Сервис–центр «Холодильщик» - «…»., по доверенности,

ОАО «Станкосиб» - «…»., по доверенности, «…» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России  обратилось ООО «Сервис-центр «Холодильщик» (ООО «СЦ «Холодильщик») по поводу злоупотребления ОАО «Станкосиб» своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче  электрической энергии. По результатам рассмотрения указанного обращения установлено следующее.

По договорам купли-продажи № 398/юр от 22.11.2002 и № 554/юр от 22.04.2003  ООО «СЦ «Холодильщик» приобрело в собственность у ОАО «Станкосиб» недвижимое имущество – здание производственного назначения площадью 1140 кв.м. по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131. По договору  купли-продажи земельного  участка от 09.01.2004 ООО «СЦ «Холодильщик» приобрело земельный участок площадью 2038,0 кв.м., занимаемый указанным зданием и необходимый  для его использования.  Между ОАО  «Станкосиб»  и ООО  «СЦ «Холодильщик» был заключен договор об оказании услуг №1382юр от 31.12.2004, по которому ОАО «Станкосиб» оказывало ООО «СЦ «Холодильщик», в том числе, услуги по обеспечению  электрической энергией,

В 2007 году ОАО «Станкосиб» взамен указанного выше договора заключило с ООО «СЦ «Холодильщик» отдельный договор № 2594 юр от 18.06.2007 на оказание услуги по передаче электрической энергии (в ред. дополнительного соглашения от 31.12.2008).

ООО «СЦ «Холодильщик» считает, что ООО «Станкосиб» злоупотребляет  своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче  электрической энергии, а именно:

- пункт 3.2.16. Договора № 2594 юр от 18.06.2007 обязывает ООО «СЦ «Холодильщик» принимать долевое  участие  в затратах на реконструкцию, новое строительство и приобретение помещения и электрооборудования  трансформаторной подстанции и электросетей ОАО «Станкосиб», расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131. При выходе указанного оборудования  и электросетей из строя в процессе эксплуатации, в случае аварии, в том  числе в связи с действием  обстоятельств непреодолимой силы, ООО «СЦ «Холодильщик» обязано возместить ОАО «Станкосиб» затраты пропорционально разрешенной мощности, в течение 3 банковских дней с момента выставления счета абонентом;

- пункт 5.2. Договора № 2594 юр от 18.06.2007 устанавливает  оплату за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребляемой ОАО «СЦ «Холодильщик» электроэнергии в расчетном  месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго».

При этом заявитель указывает  на вынужденность заключения договора на данных условиях, поскольку ОАО «Станкосиб» не выдавало ООО «СЦ «Холодильщик» документы, необходимые  для оформления в качестве субабонента, пока оно не перечислит 419 720 руб. в качестве доли участия в реконструкции сетей и не подпишет  договор № 2594 от 18.06.2007 по передаче  электроэнергии на условиях ОАО «Станкосиб».  Одновременно с этим ОАО «Станкосиб»  выражало намерение прекратить отпуск  электроэнергии  в связи с неоформлением ООО «СЦ «Холодильщик» в качестве субабонента. Письма, подтверждающие данные факты, имеются в материалах дела.

Новосибирское УФАС России установило, что в действиях ОАО «Станкосиб» по взиманию платы за передачу  электрической энергии, без утверждения тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области, имеются признаки нарушения  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

«Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг» (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004) предусмотрено следующее (пункт 6): «Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов».

Сетевыми организациями, в соответствии с пунктом 2 указанных Правил, являются организации, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Поскольку электрические сети, расположенные в границах земельных участков ОАО «Станкосиб», принадлежат Обществу на праве собственности, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права (54АГ 675982 от 22.07.2009 г., 54АГ 675983 от 22.07.2009 г.) и ОАО «Станкосиб», исходя из условий договора № 2594 от 18.06.2007 г., оказывает услуги по передаче  электрической энергии, следовательно, ОАО «Станкосиб» является сетевой организацией и его деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии подпадает под государственное регулирование в соответствии с приведенным выше требованием Правил.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов их предельных уровней, устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (в настоящее время – это Департамент по тарифам Новосибирской области: в соответствии с пунктом 2.2.1. «Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области», утв. постановлением Губернатора Новосибирской области № 213 от 15.04.2005).

Таким образом, в действиях ОАО «Станкосиб» по установлению для ООО «Сервис Центр «Холодильщик» и других своих субабонентов (ООО «Косталека», гр. «…»., ООО «БЫТЪ интерпрайс», гр. «…», гр. «…».,  гр. «…», гр. «…».,  ЗАО «Трансервис-АЗС 5»,  гр. «…»., ООО «Русский Фейерверк», гр. «…»)  платы за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной Субабанентом электроэнергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения тарифа на передачу электрической энергии в Департаменте по тарифам Новосибирской области на 2008 г. и на 2009 г., содержатся признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электроэнергии.

На основании вышеизложенного Новосибирское УФАС России возбудило дело № 02-01-61-10-09 от 06.10.2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») в отношении ООО «Станкосиб».

В ответ на Определение о назначении рассмотрения настоящего дела  ООО «Станкосиб представило в Новосибирское УФАС России копии запрошенных указанным Определением документов в полном объеме. Объяснения по существу дела ООО «Станкосиб не представлены.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 27.10.2009 представители ООО «Станкосиб» дали следующие пояснения.

ОАО «Станкосиб» не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии по следующим основаниям:

- в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС Росси от 25.04.2006№108 (Порядок) при определении доминирующего положения должен быть проведен анализ и оценка конкурентной среды, а также должны быть определены географические и продуктовые границы рынка. Исходя из природы товара (электрическая энергия) географические границы не могут быть обусловлены границами электрических сетей ОАО «Станкосиб», поскольку передача электрической энергии потребителю (ООО СЦ «Холодильщик») возможна и от энергоснабжающей организации. ООО  СЦ «Холодильщик» является субабонентом ОАО «Станкосиб» и получает электрическую энергию от ОАО «СибирьЭнерго», а не от ОАО «Станкосиб»;

- передача электрической энергии осуществляется не только по сетям ОАО «Станкосиб», но и по сетям ЗАО РЭС. В этих географических границах «Станкосиб» не доминирует;

- услуга по передаче электрической энергии является взаимозаменяемой с услугой по поставке электрической энергии. ОАО «Станкосиб» не имеет отдельного договора с ОАО «СибирьЭнерго» на передачу электрической энергии.

Кроме того, статья 23 ФЗ «Об электроэнергетике» предусматривает государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии в том случае, когда сети принадлежат хозяйствующему субъекту на праве собственности. ДТ НСО устанавливает тарифы на  передачу электрической энергии для территориальных сетевых организаций.

В процессе рассмотрения данного дела представители ОАО «Станкосиб» не признали обязательность своего обращения по поводу установления для ОАО «Станкосиб» тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган - Департамент по тарифам Новосибирской области (ДТ НСО).

Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает доводы ОАО «Станкосиб» по следующим основаниям.

1. Доминирующее положение.

Продуктовые границы исследуемого рынка.

В соответствии с пунктом 5 Порядка «основным методом определения продуктовых (географических) границ товарного рынка является метод, предусмотренный подпунктом «а» данного пункта, а именно «метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара…».

Опрошенные потребители услуги  ОАО «Станкосиб» по передаче электрической энергии – ЗАО «Трансервис – АЗС 5», ООО «РУССКИЙ ФЕЙЕРВЕРК» Новосибирск, ООО «СЦ «Холодильщик», «…»«…», ООО «Быть Интерпрайс»,  ИП Фоменко В.В. признали невзаимозаменяемость услуг по передаче электрической энергии с другими услугами.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с пунктом 14 Порядка произведено на основании  условий  договоров, заключенных ОАО «Станкосиб» с потребителями (ответ ОАО «Станкосиб» - вх. № 6047 от 08.09.09г.). Так, в пунктах 1-3 представленных договоров отражены  непосредственно предмет договора, права и обязанности сторон, порядок расчетов по договору.

Необходимость в оказании услуг по передаче электрической энергии в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» объясняется тем, что таким образом потребители получают указанные выше услуги, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности.

На основании изложенного, продуктовые границы изучаемых товарных рынков  определены в соответствии с пунктами. 5, 13, 14, 15 Порядка как «услуга по передаче электрической энергии».

Географические границы товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка.

Условиями обращения товара, ограничивающими экономические возможности приобретения товара покупателем, является использование технологической инфраструктуры (электрических сетей), необходимой для получения услуг по передаче электрической энергии. Таким образом, географические границы рынка определены  территорией расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» (схема расположения сетей представлена в ответе ОАО «Станкосиб» - (входящий Новосибирского УФАС России №6047 от 08.09.09г.).

Основным методом определения географических границ товарного рынка, также как и продуктовых границ, в соответствии с пунктом 5 Порядка является метод, предусмотренный подпунктом «а» настоящего пункта, а именно «метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара…».

Так, большинство опрошенных потребителей (более 85%) (ЗАО «Трансервис – АЗС 5», ООО «РУССКИЙ ФЕЙЕРВЕРК» Новосибирск, ООО «СЦ «Холодильщик», «…»«…», ООО «Быть Интерпрайс», ООО «Косталека»,  ИП Фоменко В.В.)  представили ответы о том, что для них отсутствует возможность получения услуг по передаче электрической энергии от других хозяйствующих субъектов, кроме ОАО «Станкосиб», а также ответы о том, что для них получение вышеуказанной услуги в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» невзаимозаменяемо с получением этих услуг на иных территориях г. Новосибирска.

Согласно пункту 23 Порядка географические границы рынка определены территорией, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, а именно в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб».

Согласно пункту 25 Порядка рассматриваемый рынок услуг по передаче электрической энергии – локальный, так как не выходят за границы муниципального образования, а именно за территорию г. Новосибирска.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке.

По сведениям, представленным ОАО «Станкосиб» (вх. № 6047 от  08.09.2009), у хозяйствующих субъектов-потребителей, которым данная организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, существует возможность получать указанную услугу от других  хозяйствующих субъектов, а именно: от ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1» , ОАО «Завод Труд», Западно-Сибирской железной дороги – филиала  ОАО «РЖД». Однако, ОАО «Завод Труд» представило информацию о том, что при оказании услуги по передаче электрической энергии потребителям ОАО «Станкосиб» с трансформаторной подстанции, потребители должны будут выполнить ряд технических условий на подключение  и заключить договор с ОАО «Завод Труд», поэтому для потребителей ОАО «Станкосиб» выгоднее подключаться на арендуемой территории, поскольку технические условия на подключение будут менее затратными. ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1» сообщило, что у потребителей ОАО «Станкосиб» в настоящее время нет возможности  получать услуги по передаче электрической энергии от ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1». Западно-Сибирская железная дорога – филиал  ОАО «РЖД» также представила ответ о невозможности получения услуги по передаче электрической энергии потребителями ОАО «Станкосиб» от Западно-Сибирской железной дороги – филиала  ОАО «РЖД», ссылаясь на пункт 1.6. Распоряжения ОАО «РЖД» от 31.03.2008 «О регламенте взаимодействия по вопросам технологического присоединения сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД»», в соответствии с которым запрещается выдача технических условий на технологическое присоединение сторонних потребителей к объектам хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД», обеспечивающих безопасность движения поездов.

Таким образом, единственным продавцом услуг по передаче электрической энергии и пользования подъездными путями в обозначенных выше географических границах является  ОАО «Станкосиб».

Покупателями услуг по передаче электрической энергии являются вышеуказанные хозяйствующие субъекты, которым ОАО «Станкосиб» оказывает услугу по передаче электрической энергии в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб», в том числе ООО «СЦ «Холодильщик».

Таким образом, Новосибирское УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела в полном соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС Росси от 25.04.2006№108, определило продуктовые и географические границы рынка оказания услуг по передаче электрической энергии и провело анализ и оценку состояния конкурентной среды на указанном рынке.

2.  Заявление ОАО «Станкосиб» о том, что передача электрической энергии осуществляется не только по сетям ОАО «Станкосиб», но и по сетям ЗАО РЭС, и в этих географических границах «Станкосиб» не доминирует, неправомерно, поскольку  тариф ОАО «СибирьЭнерго» включает в себя затраты на производство электрической энергии и затраты на ее передачу по сетям ЗАО РЭС. В границах электрических сетей ОАО «Станкосиб» передачу электрической энергии ЗАО «РЭС» не осуществляет. ОАО «Станкосиб» само потребляет электрическую энергию и предает ее в соответствии с договорами  ООО «СЦ «Холодильщик» и другим субабонентам.

3.  Утверждение ОАО «Станкосиб» о том, что статья 23 ФЗ «Об электроэнергетике» предусматривает государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии в том случае, когда сети принадлежат хозяйствующему субъекту на праве собственности и что действие указанной статьи не распространяется на ОАО «Станкосиб», неправомерно в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 №168 от 26.07.2007 №484) сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином, установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Подтверждением того, что  электрические сети, расположенные в границах земельных участков ОАО «Станкосиб»,  принадлежат ему на праве собственности, являются свидетельства о государственной регистрации права (54АГ 675982 от 22.07.2009, 54АГ 675983 от 22.07.2009).

4. Непризнание ОАО «Станкосиб» обязательности своего обращения по поводу установления для него тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган - ДТ НСО также является неправомерным в связи с тем, что с момента заключения ОАО «Станкосиб» договоров с субабонентами на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии возник соответствующий товарный рынок, участником которого  является ОАО «Станкосиб». Наличие товарного рынка обусловлено тем, что оказание услуг происходит на возмездной основе. Тариф  на передачу электрической энергии должен быть установлен ДТ НСО, поскольку в рамках действующего законодательства хозяйствующий субъект, осуществляющий естественномонопольную деятельность (в данном случае – передачу электрической энергии) на возмездной основе, обязан  согласовывать тариф на передачу электрической энергии с уполномоченным органом.

В соответствии с аналитическим отчетом отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России о результатах проведенного анализа рынка услуг по передаче электрической энергии потребителям в границах расположения электрических сетей ОАО «Станкосиб» по данным за 2008 год, январь – июль 2009 года ОАО «Станкосиб» занимает доминирующее положение с долей 100% на указанном рынке.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц. ОАО «Станкосиб», самостоятельно устанавливая плату за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной субабонентом электрической энергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения в Департаменте по тарифам Новосибирской области индивидуального тарифа на передачу электрической энергии, ущемляет интересы ООО «СЦ «Холодильщик» и других субабонентов. Указанные действия  ОАО «Станкосиб» противоречат пункту 10  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать открытое акционерное общество «Станкосиб» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем установления в договорах с его субабонентами платы за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной субабонентом электрической энергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения в Департаменте по тарифам Новосибирской области индивидуального тарифа на передачу электрической энергии на 2008 год и на 2009 год, что нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи открытому акционерному обществу «Станкосиб» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения нарушения открытому акционерному обществу «Станкосиб» обратиться в Департамент по тарифам Новосибирской области на предмет установления ОАО «Станкосиб» индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

А. А. Ельчанинов

 

 

Г.Н. Даниленко

 

Н. Д. Бориленко

 

И.А. Кириленко

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-61-10-09

30 октября 2009 года                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.

- начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бориленко Н. Д.

- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Кириленко И.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 30 октября 2009 года по делу №02-01-61-10-09 от 6 октября 2009 года о нарушении открытым акционерным обществом «Станкосиб» (фактический адрес: 630083, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Станкосиб» в срок до 24 декабря 2009 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в договорах с его субабонентами платы за услугу по передаче электрической энергии в размере 50% от количества потребленной субабонентом электрической энергии в расчетном месяце, умноженной на тариф ОАО «СибирьЭнерго», без утверждения в Департаменте по тарифам Новосибирской области индивидуального тарифа на передачу электрической энергии на 2008 год и на 2009 год, что нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.

Открытому акционерному обществу «Станкосиб» в срок до 24 декабря  2009 года обратиться в Департамент по тарифам Новосибирской области на предмет установления ОАО «Станкосиб» индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 25 декабря 2009 с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

А. А. Ельчанинов

 

 

Г.Н. Даниленко

 

Н. Д. Бориленко

 

И.А. Кириленко

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-61-10-09 [format] => [safe_value] => 02-01-61-10-09 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 02-01-61-10-09 от 06.10.2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») в отношении открытого акционерного общества «Станкосиб» 

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 02-01-61-10-09 от 06.10.2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») в отношении открытого акционерного общества «Станкосиб» 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 ) [1] => Array ( [tid] => 1 ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 ) [1] => Array ( [tid] => 75 ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-29 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 5845 ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-26 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321242896 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => ) ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-29 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321243256 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )