Доклад о результатах деятельности органов Федеральной антимонопольной службы России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов за II квартал 2010 года

 

 

ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ 
ЗА II КВАРТАЛ 2010 ГОДА
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России) и ее территориальными органами путем проведения плановых и внеплановых проверок.

1. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
С 2006 года согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124.
При рассмотрении обращений, поступающих от государственных заказчиков на согласование возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС России осуществляет проверку на предмет соблюдения государственными заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедуры размещения заказа в форме торгов, ставшей основанием для обращения.
За II квартал 2010 года органами ФАС России рассмотрено 1827 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 1657 (91%) случаях. В остальных случаях Комиссией ФАС России выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.

ДИНАМИКА СОГЛАСОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА) ПО СРАВНЕНИЮ С СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПЕРИОДОМ 2009 ГОДА
Из анализа обращений государственных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам: 
- отсутствие обоснования того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) соответствует требованиям Закона о размещении заказов и конкурсной документации (документации об аукционе);
- согласуемая цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта, установленную в извещении о проведении конкурса (аукциона);
- отсутствие в представленных документах согласия предполагаемого поставщика (исполнителя, подрядчика) на заключение государственного или муниципального контракта на условиях конкурсной документации (документации об аукционе);
- несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе) требованиям Закона о размещении заказов;
- установлены неправомерные требования к участникам размещения заказа в конкурсной документации (документации об аукционе);
- заказчиком не представлены сведения о повторном размещении заказа путём запроса котировок.
В течение II квартала 2010 года органами ФАС России рассмотрено 2453 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В 190 (8%) случаях заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов. 
В II квартале 2010 года Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов рассмотрено 12 обращения о согласовании размещении заказа путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона). По результатам рассмотрения 3 обращения удовлетворено, остальные возвращены по формальным основаниям.
Резкое снижение обращений о согласовании проведения закрытых торгов обусловлено передачей Федеральной службе по оборонному заказу полномочий по согласованию проведения закрытых торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну (Указ Президента РФ от 12.02.2008 № 187 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56С».

2. Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путём проведения проверок.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В течение II квартала 2010 года органами Федеральной антимонопольной службы России проведено:
- 149 плановые проверки;
- 2632 внеплановая проверка размещения заказов для федеральных нужд;
- 1843 внеплановые проверки размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
- 2866 внеплановые проверки размещения заказов для муниципальных нужд.
ДИНАМИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАС РОССИИ ПРОВЕРОК РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ I КВАРТАЛА 2010 ГОДА
Как видно из приведённой диаграммы, количество проведённых органами ФАС России внеплановых контрольных мероприятий в отчётном периоде 2010 года значительно возросло. Данное обстоятельство объясняется выработкой общего подхода к проведению проверок и усилившимся контролем за выполнением планов проверочных мероприятий.
В ходе проведения контрольных мероприятий в II квартале 2010 года проверено 39074 случаев размещения заказов, из них в 9046 случаях (23%) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов. По результатам проведения плановых проверок заказчикам выдано 67 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 1295 предписаний об устранении нарушений федеральным заказчикам, заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 766 и 1729 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
ДИНАМИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРОК РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ 2009 ГОДА
Как видно из приведённой диаграммы, во II квартале 2010 года значительно увеличилось количество заказов (на 28%), проверяемых в рамках проводимых контрольных мероприятий, что объясняется выработкой единых подходов к организации таких проверок.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3% больше нарушений, выявленных в результате проведения проверок размещения государственных и муниципальных заказов, что свидетельствует о повышении эффективности контроля соблюдения положений Закона о размещении заказов.

3. Административная практика
Во II квартале 2010 года ФАС России возбуждено 5102 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 3176 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 
64522 тыс. рублей. Из указанной суммы в течение II квартала 2010 года органами ФАС России взыскано 32782 тыс. рублей (51 % от общей суммы наложенного штрафа).
Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (1688) выдано, привлечённым к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть наиболее распространённым нарушением является принятие членами конкурсной (аукционной) комиссии незаконного решения в рамках проведения процедур рассмотрения конкурсных (аукционных) заявок, а также процедур торгов.
СОСТАВ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВО II КВАРТАЛЕ 2010 ГОДА ПО ВИДАМ
По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов во II квартале 2010 года ФАС России выявлено 15618 нарушение законодательства о размещении заказов, в том числе:
- 284 случаев выбора заказчиками неправильного способа размещения заказа;
- 115 случаев, непроведения торгов;
- 86 случаев, проведение конкурса, в случае если должен проводится аукцион или аукцион в электронной форме;
- 117 случая, проведения аукциона если должен проводится аукцион в электронной форме;
- 370 случаев, размещения информации с грубыми нарушениями;
- 206 случаев, нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий;
- 14537 иные нарушения.

4. Обжалование результатов размещения заказов 
В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов органами ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.
За II квартал 2010 года в ФАС России поступило 7348 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. 2364 из поступивших жалоб поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 1884 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 3100 - при размещении заказов для муниципальных нужд. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России заявителям возвращено 1405 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 506 жалоб отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2470 жалоб (45 % от общего количества рассмотренных). По результатам рассмотрения жалоб выдано 2492 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов. В частности распространенными нарушениями указанной статьи является отсутствие в материалах жалоб необходимых в соответствии с требованиями закона сведений, а именно: 
- о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, заказчика, (уполномоченного органа), фамилиях членов конкурсной (аукционной или котировочной) комиссий, действия (бездействие) которых обжалуются;
- отсутствие доводов жалобы и документов, подтверждающих обоснованность жалобы;
- жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ В I КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА 
И II КВАРТАЛЕ 2010 ГОДА
Приведённые в данной таблице показатели наглядно свидетельствуют об уменьшении доли жалоб, признанных органами ФАС России обоснованными, что, в свою очередь, указывает на уменьшение количества нарушений, допускаемых заказчиками (уполномоченными органами, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями) при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов. Вместе с тем, само количество поступающих жалоб растёт, что объясняется повышением эффективности защиты прав участников размещения заказа, осуществляемой органами ФАС России.

5. Ведение реестра недобросовестных поставщиков
С момента выхода постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение единого реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются недобросовестные участники размещения заказов и поставщики, выявляемые в соответствии с нормами Закона при размещении заказов или в ходе реализации контрактов заказчиками всех трех уровней власти (федеральный, региональный, муниципальный).
Во II квартале 2010 года органами ФАС России рассмотрено 1196 обращений заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в реестр недобросовестных поставщиков во II квартале 2010 года ФАС России включены сведения о 809 недобросовестных поставщиках. 
Всего на отчетный период в реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о 3905 участниках размещения заказа.

6. Обжалование решений ФАС России в судах
Во II квартале 2010 года зафиксировано 1417 случаев обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений) органов ФАС России. Общее количество принятых в отчётном периоде актов составляет 12535 Таким образом в течение II квартала 2010 года судебному обжалованию подверглись только 13 % актов, принятых органами ФАС России.
В отчётном периоде органами ФАС России выиграно 602 дела (42% от общего количества обжалованных актов). 
7. Итоги
Из результатов анализа показателей работы ФАС России за отчетный период следует, что нагрузка на уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения государственных и муниципальных заказов федеральный орган исполнительной власти по сравнению с показателями 2009 года увеличилась в среднем на 21% .