Итоги работы Новосибирского УФАС России за 2007 год

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  по  итогам работы за 2007 год

Раздел I. Антимонопольный контроль (на товарных рынках и рынке финансовых услуг)

В 2007 году в Новосибирское  УФАС России поступило и рассмотрено 206 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, что на 30% больше, чем в 2006 году. (Приложение 1).   

По материалам заявлений выявлено 37 нарушений антимонопольного законодательства, из которых 14 нарушений устранено добровольно до возбуждения дела, по остальным  фактам возбуждено 23  дела.

В 2007 году управлением на предмет соблюдения требований Закона «О защите конкуренции» проведено 38 инициативных проверок и  контрольных мероприятий. Из общего числе проверок 6 проведено совместно с органами внутренних дел, одна с представителем администрации Новосибирской области.

В ходе проведенных проверок и  контрольных мероприятий выявлено 23 нарушения антимонопольного законодательства,  13 нарушений устранено до возбуждения дел, возбуждено 10 дел.

В отчетном периоде по антимонопольному контролю отмечается положительный поступательный  рост показателей,  обусловленный, на наш взгляд, применением норм вступившего в силу   нового Закона «О защите конкуренции», правильно выбранными антимонопольной службой направлениями для контроля, а также возросшей деятельностью  управления по адвокатированию конкуренции в целом. 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2007году управлением выявлено 20 нарушений  статьи 10. Нарушения произошли на рынках электрической и тепловой энергии – 6, газа – 3, ЖКХ – 5, связи – 2, торговли – 1, прочих услуг – 3 (услуги по инвентаризации объектов недвижимости, услуги по отпуску питьевой воды, услуги по метеопрогнозу).

Таким образом, в 2007году  управлением выявлено на 54% больше нарушений статьи 10, чем в 2006г.  Это обусловлено увеличением  количества поступивших заявлений (на 27%), а также  увеличением в три раза проведенных управлением по данной статье проверок.  

Наиболее характерными нарушениями данной статьи в 2007 стали следующие. Нарушение порядка ценообразования – 3 нарушения, создание препятствий доступу на рынок – 2 нарушения, необоснованный отказ от заключения договора – 2.

Среди «прочих нарушений» отмечены такие нарушения, как отказ от выдачи технических условий - 2, нарушение порядка расчета объема оказанной услуги - 4, отказ от  внесения изменений в ранее заключенный договор - 2 , необоснованное требование денежных средств – 2.

В 2007году управлением было возбуждено 9 дел по признакам нарушения статьи 10. выдано – 7 предписаний.

1.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11)

В 2007году управлением выявлено 2 нарушения антимонопольного законодательства по статье 11. Возбуждено 5 дел по признакам нарушения данной статьи. В процессе рассмотрения дел, три дела прекращено в связи с неподтверждением нарушения, два дела прекращено по причине устранения нарушений до вынесения Комиссией решения о выдаче предписаний.

Следует отметить, что указанная статья приобретает все большую актуальность в последнее время, поэтому антимонопольная служба планирует в дальнейшем усилить контроль за выявлением и пресечением соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

1.3. Пресечение недобросовестной конкуренции

В 2007году Новосибирским УФАС России рассмотрено 18 заявлений о недобросовестной конкуренции, что на 20% больше по сравнению с 2006годом.   

В 16 случаях в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства  дан мотивированный отказ; при этом дважды отказ связан с отсутствием между зарегистрированным товарным знаком и используемым изображением сходства до степени смешения согласно справкам Роспатента, полученным до возбуждения дела. Возбуждено и рассмотрено 2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

1.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15)

В разрезе нарушений данная статья наиболее значимая, 56% поступивших заявлений приходится на заявления о злоупотреблении доминирующим положением.

В 2007году Новосибирским УФАС России  выявлено 14 нарушений статьи 15 Закона о конкуренции, что на 42% меньше в сравнении с 2006годом.  

Снижение данного показателя объясняется более тщательной юридической проработкой в части антимонопольного законодательства органами власти всех уровней издаваемых ими актов. Кроме того, отмечается правовой рост культуры хозяйствующих субъектов, в том числе малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, выраженный в более активном использовании возможностей судебной системы для решения спорных вопросов с органами власти всех уровней.

Из 14 нарушений выявлены на рынке операций с недвижимым имуществом - 8, на рынке пассажирских перевозок – 1,  в сфере природопользования - 2,   торговли - 2,  на рынке производства хлебобулочной продукции – 1.   

Наибольшее количество нарушений – 6 выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими  субъектами.  Одно нарушение касалось установления ограничений в выборе продавцов, 6 – прочие нарушения (создание группы контроля за деятельностью хлебопекарных предприятий с участием в составе группы конкурентов – 1, установление различных коэффициентов для государственных, муниципальных и для иных предприятий иной формы собственности при расчете арендной платы - 4,  введение обязанности проведения  оценки имущества при заключении договора аренды за счет средств арендатора -1). 

В 2007году управление возбуждено 14 дел по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», что на 27% больше, чем в 2006году.  

Причиной роста данного показателя является то, что в отличие от прошлого отчетного периода нарушителями меньше устранялись нарушения антимонопольного законодательства до возбуждения дела.  

В 2007году большинство нарушений статьи 15 закона о конкуренции совершено органами местного самоуправления – 12. Два  нарушения – органами федеральной власти, 1 – иными организациями, наделенными функциями и правами органов власти.

В отчетном периоде управлением на соответствие антимонопольному законодательству проверено – 250 нормативных правовых или ненормативных актов, принятых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления,  в том числе с выездом в муниципальные образования.

В 2007году управлением по обращению прокуратуры Новосибирской области подготовлены заключения на проекты двух законов Новосибирской области («О мерах государственной поддержки товаропроизводителей Новосибирской области» и «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области»).  Выявлено два нарушения антимонопольного законодательства, о которых была проинформирована прокуратура Новосибирской области.

Кроме этого, управлением  подготовлены заключения, на один проект постановления губернатора Новосибирской области, два заключения на проекты решений горсовета г. Новосибирска. О нарушении, выявленном в проекте решения горсовета, касающемся аренды земельных участков, проинформирована прокуратура г. Новосибирска (заключение готовилось по запросу этой прокуратуры). Всего за 2007год управлением дано 8 заключений на проекты актов органов власти.

1.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16)

В отчетном периоде управлением выявлено два нарушения статьи 16. Одно из данных нарушений устранено до возбуждения дела, другое после выдачи предписания.

Между мэрией г. Новосибирска, ОАО «Новосибирская топливная корпорация» и ОАО фирма «Новосибирский гортоп» было заключено трехстороннее соглашение о поставке и реализации угля для малоимущих жителей города. В связи с этим остальные участники рынка реализации угля населению были лишены возможности поставки угля малоимущему населению, т.е. происходило ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов.  Новосибирское УФАС России направило в мэрию г. Новосибирска письмо о том, что выбор предприятий, осуществляющих  снабжение углем малоимущего населения, расходы которого покрываются за счет муниципального бюджета, возможно только путем проведения соответствующего конкурса и заключения муниципального контракта или путем возмещения затрат на приобретение угля непосредственно  малоимущим гражданам для последующего приобретения ими угля на любом предприятии, реализующем уголь населению.  Управление социальной поддержки населения информировало Новосибирское УФАС России о том, что соглашение расторгнуто,  разработана новая схема оказания помощи малоимущим гражданам города в приобретении угля - перечисление денежных выплат на лицевые счета получателей в кредитных учреждениях. Это позволит жителям города самостоятельно осуществлять выбор поставщиков угля.

В ходе плановых контрольных мероприятий специалистами Новосибирского УФАС России отслеживаются соглашения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, между собой либо между ними и хозяйствующими субъектами, в целях проверки их на соответствие антимонопольному законодательству. При проведении контрольных мероприятий органов власти в 2007 таких соглашений не выявлено.

1.6. Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи

В 2007году управлением не выявлены нарушения статей 19-21 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с поручением ФАС России от 02.07.2007 №ИА/10805 в целях активизации работы по направлению «Государственная помощь» Новосибирское управление в августе 2007 направило соответствующие запросы руководителям муниципальных образований, входящих в состав Новосибирской области. В целях осуществления контроля по данному направлению по истечении определенного времени, этим же адресатам 21.11.2007 направлены письма о представлении нормативно - правовых актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальной помощи юридическим лицам, а также о предоставлении государственной или муниципальной помощи в 2007 году хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на территории соответствующих муниципальных образований. По информации, представленной по указанным запросам, муниципальная помощь хозяйствующим субъектам в 2007 году не предоставлялась.

В ходе проведения выездных проверок органов власти в обязательном порядке проверяется порядок соблюдения предоставления государственной или муниципальной помощи. В 2007году в ходе проверок не выявлено актов, касающихся данной статьи.

В 2007году в управление поступило 1 ходатайство о согласовании государственной помощи и 2 ходатайства о согласовании муниципальной помощи. В первом случае ходатайство было согласовано, по двум ходатайствам администрации Маслянинского района в согласовании отказано.

В частности, администрация Маслянинского района обратилась о согласовании предоставления муниципальной помощи СПК «Суенга» в сумме 100 тысяч руб. на переработку лесо-и пиломатериалов. Аналогичное ходатайство поступило в отношении СПК «Дубровский». В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг. ОК 004-93 переработка лесо- и пиломатериалов не относится к продукции сельского хозяйства (код продукции лесозаготовок – 0220000, продукции лесопильной промышленности – 2010000, продукции сельского хозяйства – 0100000), в связи с этим предоставление муниципальной помощи на переработку лесо- и пиломатериалов будет противоречить статье 19  Закона «О защите конкуренции», а также статье 15 данного Закона (предоставление необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам). В связи с этим  в согласовании ходатайств было отказано.

1.7. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

Из основных тенденций в перераспределении прав собственности и изменении концентрации товарных рынков и рынка финансовых услуг можно отметить наличие процессов горизонтальной концентрации на рынках розничной торговли продовольственными товарами.

Также в качестве одной из тенденций в перераспределении прав собственности на товарных рынках и рынках финансовых услуг можно отметить регистрацию управлением достаточно большого количества сделок внутри группы лиц, из всего количества рассмотренных управлением сделок данные сделки составляли порядка 50%. При этом имели место сделки между участниками одних и тех же рынков.

За отчетный период ходатайства и уведомления управлением не отклонялись, обращения по поводу сделок с участием субъектов естественных монополий не поступали. Предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, за отчетный период управлением не выдавались.

В ходе рассмотрения поступивших за 2007 год в Новосибирское УФАС России ходатайств и уведомлений, а также проведения инициативных исследований было выявлено 105 наиболее крупных групп лиц, подпадающих под действие статей 27, 28, 30 и 31 Закона «О защите конкуренции» и осуществляющих свою деятельность в наиболее социально значимых отраслях экономики региона (для сравнения в 2006 году было выявлено 120 таких групп лиц, в 2005 году – 80).

Как это следует из результатов анализа, предприятия торговли были представлены в группах лиц в наибольшей степени – в 53 случаях, промышленные предприятия приняли участие в образовании 24 групп лиц, предприятия строительного комплекса – 12, транспорта и связи – 6, сельхозпредприятия – 10.

В качестве признака группообразования чаще всего выступали владение акциями – данный тип связи представлен примерно в 80% выявленных групп, осуществление функций исполнительного органа – 20%. При этом в 30% случаев при образовании группы лиц использовались различные типы связей между их участниками.

1.8. Организация и проведение контрольных мероприятий

Как было отмечено выше, в 2007году управлением проведено 38 контрольных мероприятий проведенных по заданию ФАС России, руководителя управления, прокуратуры Новосибирской области. Из них 6 проверок проведено совместно с органами внутренних дел, одна с представителем администрации Новосибирской области.

В ходе проведенных проверок и  контрольных мероприятий выявлено 23 нарушения антимонопольного законодательства,  13 нарушений устранено до возбуждения дел, возбуждено 10 дел.

В 2007году управлением план проведения контрольных мероприятий выполнен полностью.

Наибольшее количество инициативных проверок и контрольных мероприятий  было проведено по статье 15 – 17 мероприятий, из которых 8 с выездом на места.

В отчетном периоде управлением с выездом на места проведены проверки актов, принятых администрацией Коченевского района и муниципального образования р.п. Коченево, Советов депутатов Коченевского района и муниципального образования р.п. Коченево, администрацией Колыванского района и муниципального образования р.п. Колывань, Советов депутатов Колыванского района и муниципального образования р.п. Колывань, администрацией Ордынского  района и муниципального образования р.п. Ордынское, Советов депутатов Ордынского района и муниципального образования р.п. Ордынское, мэрии г. Новосибирска и Совета депутатов г. Новосибирска.

По результатам данных проверок было выявлено 18 нарушений антимонопольного законодательства. По 5 нарушениям по инициативе Новосибирского УФАС России возбуждено 5 дел, 13 нарушений были устранены до возбуждения дела. 

Новосибирским УФАС России в связи с поручением ФАС России проводились проверки органов местного самоуправления по предоставлению ими земельных участков под жилищное строительство. Всего проверено 148 актов, из них в 12 актах выявлены нарушения Земельного кодекса, в частности, предоставление земельного участка под жилищное строительство после опубликования в СМИ при наличии одной заявки без проведения аукционов. Нарушения норм земельного законодательства в данных случаях не ведет к нарушению конкуренции, следовательно, отсутствуют основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим информация о данных нарушениях была направлена в прокуратуру.    По информации, поступившей из прокуратуры Новосибирской области, по данным фактам были вынесены протесты прокуроров. С некоторыми такими протестами  органы власти, например г. Новосибирска,  не согласны, поэтому в целях признания названных действий мэрии г. Новосибирска незаконными и обязании прекратить предоставление земельных участков для жилищного строительства без проведения аукциона прокуратура Новосибирской области обратилась с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Новосибирской области. Судебное разбирательство не окончено.

Раздел 2. Контроль рекламной деятельности

В 2007году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрено в общей сложности 53 заявления о нарушениях законодательства о рекламе, (в 2006 – 50 заявления). Далеко не все заявления имели обоснованные требования по пресечению нарушений законодательства о рекламе, в связи с чем в возбуждении дела отказано в 24 случаях (в 2006году – в 40). Всего возбужденных и рассмотренных дел по признакам нарушения законодательства о рекламе 51, из них по инициативе управления возбуждено и рассмотрено 25 дел. Плановые проверки в отчетном году помимо печатных изданий охватили также наружную рекламу, рекламу в телепрограммах и на транспорте.

В общей сложности в 2007году Новосибирским УФАС России рассмотрено 645 (в 2006 - 522) фактов, указывающих на событие правонарушения. В 306 случаях нарушения не подтвердились. Устранено без возбуждения дела 166 нарушений.

173 факта рассмотрено в рамках возбужденных дел; при этом каждое дело, как правило, касается нескольких фактов нарушений, допущенных одним лицом.

Наиболее значительную долю нарушений составила ненадлежащая реклама медицинских услуг – 31%, пива – 17% (в основном наружная реклама пива в запрещенных местах), а также нарушения такого общего требования к рекламе, как достоверность – 16%.

Заметную долю среди рассмотренных фактов занимает отсутствие части существенной информации о рекламируемом товаре, искажающее смысл информации, а также недобросовестная реклама, содержащая некорректное сравнение рекламируемого товара с товарами иных изготовителей и продавцов. В сектор «Иные нарушения общих требований статьи 5» попали такие  факты, как использование в рекламе одобрения товара  должностными лицами органов власти или местного самоуправления, демонстрация процесса курения, указание на лечебные свойства товара, не являющегося лекарством. Рассматривались также нарушения требований к рекламе в телепрограммах, на радио, к рекламе основанных на риске игр, пари, а также алкоголя и табака.

В предыдущем периоде контроль за соблюдением норм вступившего в силу в июле 2006года Федерального закона от 13 марта 2006 №38 – ФЗ «О рекламе» со стороны антимонопольного органа носил в ряде случаев предупредительный характер. Так, сразу после вступления в силу нового закона наблюдалось массовое несоблюдение требований к рекламе медицинских услуг и медицинской техники. Большинство из них выражались в уменьшении размера  либо отсутствии предупреждения о необходимости предварительной консультации специалиста, наличия противопоказаний или необходимости ознакомления с инструкцией. В ходе прошлогодней проверки нарушения устранялись в оперативном порядке,  антимонопольный орган ограничился напоминанием о положениях законодательства  в адрес редакций и учредителей СМИ. В 2007году основная масса подобных нарушений рассматривалась в рамках возбужденных дел, нарушители оштрафованы.

Общая сумма наложенных штрафов за ненадлежащую рекламу составила в 2007 более полутора миллионов рублей.

В соответствии с КоАП РФ, антимонопольный орган рассматривает дела об административных правонарушениях по статье 14.3 (ненадлежащая реклама), возбужденные как самим антимонопольным органом, так и прокуратурой, а также некоторыми иными органами власти. В 2007году  снизилось количество поступивших из других органов протоколов (постановлений прокуратуры) о возбуждении дел об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП. Если в 2006году поступило на рассмотрение 41 постановление прокуратуры, то в 2007году 1 протокол о возбуждении дела  из органов внутренних дел. Возможно, это связано с тем, что действующий  Закон о рекламе  уже не содержит ряда прежних норм, нарушение которых можно было констатировать  непосредственно при прочтении рекламы без подробной проверки. Основная масса, нарушений, отраженных в постановлениях прокуратуры за прошлый период, выражалась в  несоблюдении норм предыдущего закона «О рекламе» от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ, таких как отсутствие в рекламе пометки «подлежит обязательной сертификации» либо сведений о лицензии, что считалось нарушением даже при фактическом наличии лицензий и сертификатов.

В течение 2007года успешно накапливался  правоприменительный опыт по обновленному в недавнем времени законодательству о рекламе, проясняющий позицию антимонопольного органа. Ряд спорных  вопросов по прочтению норм  закона начинает разрешаться с помощью судебной практики. Даже незначительные шаги в этом направлении имеют важное значение для верного применения закона в дальнейшем.

Так, Новосибирское УФАС России возбудило дело в отношении учредителя журнала  по признакам нарушения пункта 3 части 2, части 3 статьи 27 Закона «О рекламе». Согласно норме реклама основанных на риске игр, пари допускается только в тех периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера (помимо изданий, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари).

В журнале  размещалась реклама «Новый Развлекательный Комплекс… Современные автоматы и игры …10 игровых столов. Более 140 автоматов…и т.д.». Свидетельство о регистрации средства массовой информации подтверждало, что журнал является средством массовой информации, специализированным на рекламе. Однако журнал указывал свою специализацию только в выходных данных внутри издания, на обложке такие сведения отсутствовали.

Комиссия Новосибирского УФАС России признала рекламу ненадлежащей. Постановление о наложении штрафа было обжаловано учредителем журнала в судебном порядке. По мнению истца из содержания пункта 3 части 2, части 3 статьи 27 Закона «О рекламе» следует, что обязательным требованием к размещению в периодическом печатном издании рекламы основанных на риске игр, пари и игорных заведений является только специализация указанного издания на сообщениях и материалах рекламного характера. Отсутствие при этом сведений о специализации на обложке не препятствует размещению рекламы игр. Решением Арбитражного суда Новосибирской области доводы  истца отклонены, постановление  антимонопольного органа признано законным.

Некоторые нормы прежнего закона перекочевали в новый почти не изменившись, что, казалось бы, не обещает судебной практики, связанной с их толкованием. Одной из таких норм является следующая: реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (пункт 1 части 2 статьи 21 действующего Закона «О рекламе»).

Однако на процесс доказывания нарушения  давно существующей нормы может существенно повлиять изменение иного законодательства (например, отмена прежних ГОСТов, ОСТов). Новосибирский журнал разместил рекламу коньяка «Киновский» на внутренней стороне обложки. Антимонопольный орган усмотрел в этом нарушение требований к распространению рекламы алкоголя. Оштрафованный нарушитель подал судебный иск, утверждая, что реклама размещена не на обложке журнала, а на форзаце. В действующих стандартах, в отличие от устаревших, не содержится  готового ответа на вопрос,  является ли обложкой  её внутренняя сторона. Потребовался подробный анализ ОСТа, а также и смысла самой нормы пункта 1 части 2 статьи 21 действующего Закона «О рекламе» для обоснования наличия нарушения. Арбитражный суд своим решением подтвердил правильность позиции антимонопольного органа.

Одной из новых норм является  требование к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (статья 9 Закона «О рекламе»). Закон установил необходимый перечень информации, которая должна быть указана в рекламе о проведении таких мероприятий. Это сроки проведения мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, правилах проведения, количестве призов и выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Достаточно четкое изложение обеспечило вполне удовлетворительное соблюдение данной нормы рекламодателями. В то же время существует норма части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Зачастую рекламодатель считает, что, выполнив все требования статьи 9, он  полностью застраховал себя от претензии по поводу отсутствия части существенной информации в рекламе, с чем не может согласиться антимонопольный орган.

Так, Новосибирское УФАС России возбудило в отношении банка дело о нарушении части 7 статьи 5 Закона «О рекламе». Банк  провел рекламную акцию одновременно не территории Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Томской, Омской, Самарской областей и в Алтайском, Красноярском, Хабаровском краях. Реклама, одинаковая по содержанию на всех территориях, сообщала о розыгрыше трёх видов призов  среди вкладчиков банка. Из содержания рекламы следовало, что, оформив вклад на сумму от 30 000 рублей в определенные сроки, любой клиент получает равные шансы и вероятность по сравнению с другими вкладчиками выиграть перечисленные в рекламе призы: Однако выяснилось, что для каждого региона розыгрыш проводился отдельно, а для вкладчиков некоторых территорий (Хабаровск, Самара) предусмотрен розыгрыш не трёх видов призов, а только двух, шанс выиграть наиболее значительный приз изначально отсутствует, что противоречит обещанному в рекламе. Антимонопольный орган посчитал это существенной информацией, отсутствие которой в рекламе вводит потребителей в заблуждение.

Комиссия антимонопольного органа признала рекламу ненадлежащей. Вынесенное постановление о штрафе было обжаловано в судебном порядке. Истец настаивал на том, что он не обязан указывать особенности распределения призов по территориям, поскольку этого не требует специальная норма статьи 9 «реклама о проведении стимулирующих мероприятий»; все нормы данной статьи соблюдены. Позиция УФАС заключалась в том, что действия банка не квалифицируются как нарушение статьи 9. В то же время рассматриваемая реклама, помимо прямо указанных в законе обязательных сведений о сроках проведения мероприятия и источнике необходимой информации, фактически содержит также и иные сведения о стимулирующей акции, включенные в рекламу по усмотрению рекламодателя и отвечающие понятию «реклама», данному в законе. Это, в том числе, и указание на наименования разыгрываемых призов, а также количество по каждому наименованию.  Такая рекламная информация, как и реклама в целом, должна соответствовать общим требованиям к рекламе, установленным статьей 5 Закона «О рекламе» (в частности и частью 7 данной статьи), что не было соблюдено. Арбитражный суд поддержал позицию антимонопольного органа. Судебные разбирательства будут продолжаться в следующих инстанциях.

Раздел 3. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

В 2007 году в Новосибирское УФАС России поступило 236 жалоб участников размещения заказа, в том числе, 117 жалоб на федеральных заказчиков, 28 жалоб на областных заказчиков, 91 жалоба на муниципальных заказчиков.

Из 236 жалоб было возвращено 28 жалоб, отозвано заявителями 12 жалоб.

Из рассмотренных 196 жалоб 132 жалобы были признаны обоснованными (56% от общего количества поступивших жалоб), в том числе, по федеральным заказчикам – 62 (53%), по областным заказчикам – 15 (54%), по муниципальным заказчикам – 55 (60%).

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 261 нарушение законодательства о размещении заказов. Для устранения указанных нарушений выдано 145 предложений и предписаний, в том числе, по федеральным заказам – 71 (49%), по областным заказам – 16 (11%), по муниципальным заказам – 58 (40%).

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие нарушения.

1.                     Критерии, значимость критериев или порядок оценки не указаны в конкурсной документации либо отличаются от указанных в конкурсной документации – 16%;

2.                     Требования к участникам либо заявке противоречат закону – 13%;

3.                     Необоснованный отказ в допуске участника – 12%;

4.                     Критерии оценки противоречат закону – 9%;

5.                     Необоснованный допуск участника – 8%;

6.                     Несвоевременное размещение протоколов или их неразмещение – 7%.

 

Основной проблемой, встречающейся при рассмотрении жалоб на размещение заказа на поставку сложной технологической, медицинской, научной продукции является короткий срок для рассмотрения таких жалоб, часто не позволяющий привлечь экспертов для полного и всестороннего анализа предложений участников размещения заказа на их соответствие предмету заказа. Считаем целесообразным увеличить предельный срок рассмотрения жалоб в 2 раза до десяти рабочих дней.

В 2007году Новосибирским УФАС России проведено 25 проверочных мероприятий в целях контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов, в том числе 4 выездных проверки, 21 камеральная проверка.

Из четырех выездных проверок 2 проверки проведены в соответствии с планом контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России – проверка Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, проверка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет». При проведении данных проверок применялись Рекомендации ФАС России по проведению контрольных мероприятий, оформлены акты проверок. В процессе данных контрольных мероприятий проверено 115 размещений заказов, в результате выявлено 69 размещений заказов с нарушениями, 77 нарушений, выдано 1 предписание.

Кроме того, проведено 2 внеплановые выездные проверки совместно с прокуратурой Новосибирской области по надзору за соблюдением законодательства РФ на особо режимных объектах – проверка Федерального государственного учреждения науки Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», проверка администрации р.п. Кольцово. В процессе данных проверок проверено 32 размещения заказа, выявлено 16 размещений заказов с нарушениями, 22 нарушения. По результатам указанных проверок прокуратурой было возбуждено, а Новосибирским УФАС России рассмотрено 3 дела об административных правонарушениях, наложены штрафы на сумму 30 тысяч рублей.

В 2007году Новосибирским УФАС России проведена 21 камеральная внеплановая проверка, в том числе проверено федеральных заказчиков – 18, областных – 1, муниципальных – 2. В ходе проверок проверено 136 размещений заказов, выявлено 135 размещений заказов с нарушениями, 181 нарушение. По результатам проверок выдано 10 предложений и предписаний.

Раздел 4. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Отчетный период продолжил положительную тенденцию усиления работы Новосибирского УФАС Росси по данному направлению.

Так, общая сумма проведенных мероприятий и  совещаний, в которых приняли участие сотрудники Новосибирского УФАС России составляет 119, что на 17,8% больше относительно  прошлого года. На наш взгляд, этот показатель отражает  очень значимую, трудоемкую сферу деятельности антимонопольных органов.

Количество  разосланных  материалов в региональные СМИ на 18,7% выше показателя 2006г. Количество вышедших материалов о деятельности Новосибирского УФАС России и сообщений в электронных региональных СМИ превысило уровень прошлого года на 53,3%. Рост количества материалов, направленных в пресс-службу ФАС России,  составил 25%.

В 2007году сотрудниками управления было дано 91 интервью и комментариев; размещено на сайте управления 357 материалов, включая  новости, пресс-релизы, анонсы комиссий, решения и предписания по рассмотренным делам; на сайте ФАС России опубликовано  114  пресс-релизов Новосибирского УФАС России, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. 

Практически по всем показателям, отражающим деятельность Управления по адвокатированию конкуренции, произошел рост относительно прошлого года. Исключение составил лишь показатель «вышло материалов о деятельности центрального аппарата ФАС России в региональных и местных СМИ» 287 против 359 в 2006году, снижение составляет 20%. Причина снижения данного показателя – коррекция деятельности по данному направлению: стали учитывать только публикации и сообщения о деятельности центрального аппарата ФАС России в региональных СМИ, полностью исключая центральные СМИ, что и обусловило снижение данного показателя относительно прошлого года.

При Новосибирском УФАС России действует Общественно–консультативный совет, организованный Приказом ФАС России №75 от 21.03.2007. Целью созданного Общественно-консультативного Совета является проведение вневедомственного контроля, организация и проведение мониторинга нарушений антимонопольного законодательства и оценка деятельности территориальных органов ФАС России.  В отчетном периоде состоялось четыре рабочих заседания Совета. Рабочими группами Совета разработаны анкеты для социологического опроса  юридических и физических лиц с целью проведения  общественного мониторинга эффективности антимонопольной политики. Успешно  проведено анкетирование, по итогам которого  на последнем заседании был представлен доклад.

В  апреле  2007года Новосибирским УФАС России в пресс-клубе  Новосибирского Союза Журналистов была проведена  «прямая  линия» по вопросам контроля за размещением государственного заказа (ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

«Прямая линия» – это попытка использовать новые  формы  адвокатирования конкуренции, кроме того, прямую линию можно рассматривать и как возможность получить  обратную связь.

В прямой линии принял участие заместитель руководителя – начальник отдела государственного заказа Швалов А.Г.  Несмотря на  сложность заявленной, на «прямую линию» темы  и предполагаемую узость аудитории, более десятка звонков поступило  в течение  часа.  Следует отметить, что   вопросы задавались не только по государственным заказам, но и касались в целом деятельности антимонопольных органов, и Новосибирского  УФАС в частности.  Спрашивали о состоянии конкурентной среды на  отдельных товарных рынках. Материалы прямой линии  были опубликованы в ближайшем выпуске новосибирской газеты «ТВ неделя +».

Совместно с Роспотребнадзором в мае 2007года была проведена «Горячая линия» посвященная Дню борьбы с курением. На вопросы жителей города о рекламе табака отвечала  заместитель руководителя - начальник отдела рекламы Лопаткина Т.В.

Раздел 5. Взаимодействие территориального органа с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, главными федеральными инспекторами, федеральными структурами, действующими на территории региона, органами суда и прокуратуры

В 2007г. работа по взаимодействию с полномочным представителям Президента Российской Федерации, а также с Главным федеральным инспектором в Новосибирской области осуществлялась путем:

- участия на постоянной основе в работе кадровых советов, комиссий при полномочном представителе Президента РФ, возглавляемых Главным Федеральным инспектором в Новосибирской области;

- выполнения поручений по оценке состояния товарных и финансовых рынков (например, анализ и оценка конкурентной среды на товарных рынках, отнесенных к сферам деятельности субъектов естественных монополий; на розничном рынке электрической энергии на подведомственной управлению ФАС России по Сибирскому федеральному округу территории за 2006, 2007гг.; на рынке авиакеросина в аэропортах федерального значения на подведомственной управлению ФАС России по Сибирскому федеральному округу территории за 2006, 2007гг.);

- рабочих консультаций по различным вопросам нарушения антимонопольного законодательства.

Взаимодействие в отчетном периоде с федеральными структурами, действующими на территории региона, строилось следующим образом:

В августе 2007г. Новосибирским УФАС России и Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области было  заключено Соглашение о сотрудничестве и координации деятельности при осуществлении контрольных полномочий в установленных сферах деятельности.

По ранее заключенным соглашениям  налажено взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Новосибирской области, ГУВД по Новосибирской области, с Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, с Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, налоговыми органами (управление регулярно получало информацию о зарегистрированных хозяйствующих субъектах и индивидуальных предпринимателях), Территориальным управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области, Департаментом имущества и земельных отношений администрации Новосибирской, Торгово-промышленными палатами.

Сотрудничество и взаимодействие с федеральными структурами исполнительной власти проходило в форме активного информационного обмена, совместном проведении контрольных мероприятий, участия в рабочих совещаниях, проведении семинаров, работы сотрудников  в качестве независимых экспертов в заседаниях  конкурсных и аттестационных комиссиях.

Например, только по вопросам применения законодательства о размещении заказов в Новосибирское УФАС России  от федеральных органов исполнительной власти  поступило 59 обращений.

В целях повышения полноты контроля за соблюдением статей 27,28,30,31 ФЗ «О защите конкуренции» управлением получена информация от органов статистики о составе хозяйствующих субъектов, чья балансовая стоимость активов превышает значение 100 млн. руб. Деятельность субъектов будет проверена на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде сотрудники Новосибирского УФАС России приняли активное участие в  84 совещаниях, организованных структурами органов власти. Например,  работа в постоянно действующей межведомственной группе по изучению правовых актов Новосибирской области и их проектов на предмет противодействия коррупции; постоянно действующей рабочей группе по вопросам борьбы с коррупцией при заместителе прокурора Новосибирской области; принято участие в заседании рабочей группы городского Совета депутатов, совещании Администрации Новосибирской области по сложившейся ситуации на зерновом и хлебном рынках области; работа в  постоянно действующей  конкурсной Комиссии на право заключения  договоров  пользования рыбопромысловыми участками,  и другие совещания.

Взаимодействие с органами прокуратуры осуществляется также достаточно  активно. Основные направления взаимодействия: направление в органы прокуратуры информации по фактам нарушений законодательства Российской Федерации, выявленным в процессе  проверок, рассмотрения заявлений и уведомлений хозяйствующих субъектов; обмен информацией по запросам; проведение совместных проверок; выдача заключений на соответствие антимонопольному законодательству нормативных правовых актов; обращение территориальных  антимонопольных органов в  органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении актов (решений), противоречащих антимонопольному законодательству.

Так, по закону  о размещении заказов рассмотрено 40 административных дел, возбужденных постановлениями органов Прокуратуры.

Новосибирским УФАС России в связи с поручением ФАС России проводились проверки органов местного самоуправления по предоставлению ими земельных участков под жилищное строительство. Всего проверено 148 актов, из них в 12 актах выявлены нарушения Земельного кодекса. Информация о данных нарушениях была направлены в прокуратуру.

По обращению прокуратуры Новосибирской области подготовлены заключения на проекты двух законов Новосибирской области («О мерах государственной поддержке товаропроизводителей Новосибирской области» и «О мерах государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области»). Выявлено два нарушения законодательства, о которых   была проинформирована прокуратура Новосибирской области, на распоряжение мэрии г. Новосибирска от 28.04.2007 №3721-р.

В 2007 году сотрудники Новосибирского УФАС России активно принимали участие в различных семинарах, совещаниях, конференциях, «круглых столах», в том числе и региональных,  организованных и проведенных  как собственными силами, так и силами иных органов государственной власти с представителями бизнеса и общественных организаций по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о государственных закупках. Всего было проведено и принято участие  в 35 таких мероприятиях.                       

В рамках работы по взаимодействию с соответствующими структурами по вопросам конкурентного права, конкурентной политики и практики антимонопольного регулирования Новосибирским УФАС России налажено взаимодействие с ГУВД Новосибирской области, а также с отделом генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе.

Новосибирским УФАС России и ГУВД Новосибирской области проведено 5 совместных проверок на рынках сельскохозяйственной и плодоовощной продукции. Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

При осуществлении контроля за соблюдением требований статей  27,28,30 Закона РФ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г. Новосибирское УФАС России осуществляет взаимодействие с государственными органами, а именно – с Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области; с Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (ФСФР), а также Департаментом имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области.

Особо следует отметить сложившиеся на постоянной основе взаимоотношения между управлением и Региональным отделением ФСФР России в Сибирском федеральном округе – за отчетный период в целях профилактики нарушений антимонопольного законодательства Региональным отделением в управление было направлено 8 хозяйствующих субъектов, которые после получения консультаций в установленном порядке подготовили соответствующие обращения в антимонопольные органы по поводу совершения сделок.

По признакам нарушения антимонопольного законодательства рассмотрено 8 обращений различных федеральных структур, действующих на территории региона, нарушений не выявлено. Также рассмотрено 29 обращений федеральных структур по вопросам размещения заказов. По обращению Управления ФСБ по Новосибирской области проведена проверка размещения заказа территориальным управлением Росимущества РФ по Новосибирской области (ТУ Росимущества) на оказание услуг оценки федерального имущества, выявлено нарушение законодательства в части отказа участникам размещения заказа в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. На председателя конкурсной комиссии ТУ Росимущества наложен штраф в размере 2500 рублей в соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В отчетном периоде управление регулярно получало информацию о зарегистрированных хозяйствующих субъектах (ЕГРИП и ЕГРЮЛ)  от налоговых органов.

Управлением дано 20 ответов на различные обращения территориальных органов ФАС России.

Взаимодействие с органами прокуратуры осуществлялось в следующих формах:

Управлением в отчетном году рассмотрено 26 обращений органов прокуратуры в рамках антимонопольного законодательства, в том числе 15 обращений по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В результате проводимых по данным обращениям проверок возбуждено 2 дела по признакам нарушения статьи 7 Закона «О конкуренции». Новосибирское УФАС России также обращалось в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования по выявленным нарушениям, примеры таких обращений описаны в пунктах 1.2.3 и 1.2.4 настоящего отчета.

Кроме того, рассмотрено 3 обращения органов прокуратуры по признакам нарушения законодательства о размещении заказов, факты не подтвердились.

В 2006 году из органов прокуратуры поступило 41 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье  14.3 КоАП РФ «Ненадлежащая реклама». В 18 случаях постановления возвращены согласно части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Из 51 административного дела по статье 14.3 КоАп РФ, рассмотренного Управлением в общей совокупности, на основании постановлений прокуратуры рассмотрено 23 дела.

Также рассмотрено 21 постановление органов прокуратуры о возбуждении дел об административных правонарушениях по статьям 7.29 – 7.31 КоАП РФ. На нарушителей наложены штрафы на сумму 200000 рублей.

Управлением проведена 1 проверка соблюдения антимонопольного законодательства в части осуществления контроля за экономической концентрацией по обращению органов прокуратуры.

Раздел 6. Особенности (специфика) работы территориального органа в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом

Особенностью 2006г. стало рассмотрение Новосибирским УФАС России значительного количества вопросов по законодательству о размещении заказов (рассмотрено 39 жалоб, 49 дел об административных правонарушениях, дано 60 письменных разъяснений законодательства). Особую напряженность вызывали сжатые сроки рассмотрения жалоб при необходимости их всестороннего рассмотрения.

Введение нового Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 20006 года № 38-ФЗ и отмена прежних норм существенно сказалось на специфике работы антимонопольного органа. В новом законе уменьшилось количество требований, невыполнение которых можно выявить путем простого визуального анализа рекламного объявления: теперь не требуется указание срока действия рекламы, номера лицензии, пометки о сертификации; отменена норма, запрещающая использовать образ несовершеннолетнего ребенка в рекламе товаров, не предназначенных непосредственно для несовершеннолетних. Всё это обусловило изменение подхода к инициативным проверкам соблюдения законодательства. После вступления в силу нового законодательства возросло количество устных обращений за консультацией к специалистам УФАС России, что показало необходимость усиления предупредительной работы, различного рода семинаров и круглых столов.

Как особенность отчетного периода можно отметить поступление в управление  обращений по поводу трех сделок, в ходе реализации которых осуществлялись процессы горизонтальной концентрации.

При проведении анализа сделок было определено, что, несмотря на то, что участники образовавшихся групп лиц являются субъектами одних и тех же региональных оптовых рынков (сметаны, творога, молока питьевого, дорожных работ, щебня),  образовавшаяся в каждом случае группа лиц не будет занимать на анализируемых рынках доминирующего положения. Сделки были согласованы.

Отчетный период характеризуется сокращением количества судебных дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства (с учетом административных дел: 23 дела – в 2006г., 47 дел – в 2005г.), данное обстоятельство связанно с изменением законодательства в сфере электроэнергетики, а также сформировавшейся судебной практикой относительно полномочий антимонопольного органа по выдаче ненормативных правовых актов органам местного самоуправления.

Отчетный период характеризуется большой работой управления по подготовке и проведению различного рода совещаний и семинаров.

Особенностью отчетного года можно назвать и значительно возросшее число сотрудников управления, прошедших стажировку, окончивших курсы повышения квалификации, прошедших профессиональную переподготовку - 23 человека, кроме того,  4 человека приняли участие в работе региональных и межрегиональных ведомственных  семинаров.

Файлы для скачивания

prilozhenie_1.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ