• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о результатах работы за 2016 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

В 2016  году Новосибирским УФАС России было рассмотрено  593   заявления о нарушении   Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Значительное снижение количества рассмотренных заявлений относительно 2015 года (в прошлом отчетном периоде было рассмотрено 777 заявлений) обусловлено вступлением в силу с января 2016 года изменений в Закон о защите конкуренции.

Всего в ходе рассмотрения поступивших заявлений, инициативных проверок  Новосибирским УФАС России в отчетном периоде  было выявлено  82   факта нарушений Закона о защите конкуренции. В том числе:

- со стороны хозяйствующих субъектов  51 нарушение антимонопольного законодательства;

- органами власти  31 нарушение.

Подавляющее большинство выявленных  нарушений антимонопольного законодательства установлены  на товарных рынках (3 нарушения на рынке страховых услуг).

В отраслевом разрезе лидерами по выявленным нарушениям являются: электроснабжение; торговля, общественное питание;  информационные технологий, IT-услуги; газо-, тепло-, водоснабжение.

В 2016 году Новосибирским УФАС России выдано 69 предупреждений,  возбуждено 61 дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Выдано 28  предписаний о прекращении выявленных фактов нарушений. В  отчетном периоде исполнено 38  предписаний, выданных в отчетном и предыдущем периоде, 8 предписаний отчетного периода в стадии исполнения.   

 

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2016 году Новосибирским УФАС России возбуждено 18 дел по признакам нарушения  статьи 10 Закона о защите конкуренции,  по  результатам  рассмотрения которых  выявлено 11 нарушений антимонопольного законодательства,  что значительно (в 2,5 раза)  меньше, чем в 2015 году.  С целью прекращения выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением Управлением выдано 11 предписаний, что в 2,5 раза  меньше, чем в предыдущем году. 

Снижение количества выявленных нарушений и выданных предписаний, а также значительное количество прекращенных дел  обусловлено вступлением в силу с января 2016 года изменений в Закон о защите конкуренции.

Из общего количества выявленных в отчетном периоде  нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции 36 %  занимают нарушения на рынках услуг, связанных  с передачей, а также  поставкой  электрической и тепловой энергии. 

 По видам нарушений наибольший удельный вес (около 30%) в отчетном периоде приходится на нарушения, связанные с необоснованным прекращением (препятствованием транспортировке) поставки энергоресурсов. Также в отчетном периоде значительный удельный вес занимают нарушения, связанные с несоблюдением хозяйствующими субъектами установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (18%).    Кроме того, в отчетном периоде  Управлением выявлены нарушения антимонопольного законодательства, связанные с установлением монопольно высокой цены товара, навязыванием невыгодных условий договора нарушения; уклонением либо отказом от заключения договора; созданием препятствий доступу на товарный рынок.  Удельный вес данных нарушений составляет  9%  по каждому  виду нарушения от общего количества.

 Прочие нарушения в 2016 году занимают 18% от общего количества нарушений. К прочим нарушениям статьи 10 Закона о защите конкуренции отнесены такие способы злоупотребления доминирующим положением как: ненадлежащее исполнение сетевой организацией своих обязательств  при установлении факта  бездоговорного потребления электрической энергии, в том числе отказ от исключения  из Договора с гарантирующим поставщиком точек поставки в отношении потребителя, с которым договорные отношения по поставке э/э гарантирующим поставщиком прекращены, неправомерное ограничение доступа ряда работников предприятия в помещения, принадлежащие на праве собственности заявителя через проходную, что препятствует осуществлению предпринимательской деятельности и может привести к ограничению конкуренции.

Снижение количества выданных предупреждений также обусловлено внесением изменений в статью 10 Закона о защите конкуренции, а именно исключением из возможных последствий злоупотребления доминирующим положением ущемления интересов отдельных физических лиц. Необходимо отметить, что  в 2016 году управлением выдано 8 предупреждений, что в 4 раза меньше, чем в 2015 году.   Из них 6 предупреждений о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отказа или уклонения  от заключения договора  и 3 предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем навязывания невыгодных условий договора.

Следует отметить, что все предупреждения, выданные  Управлением в 2016 году,  исполнены, соответственно, дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались.

 

Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Новосибирским УФАС России возбуждено 2 дела по признакам нарушения  статьи 11 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которых выявлено 2 нарушения антимонопольного законодательства, выдано 1 предписание. Необходимо отметить, что в 2015 году антимонопольным органом было выявлено 4 нарушения статьи  11 Закона о защите конкуренции.  Все выявленные в 2016 году  нарушения  связаны с заключением хозяйствующими субъектами соглашений, которые приводят к ограничению конкуренции на торгах (пункт  2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

 

Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

Практика отсутствует. Нарушения статьи 111 в отчетном периоде не выявлены.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Новосибирским УФАС России выявлено 26 нарушений антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции (в 2015 г. - 12).  В отчетном периоде было возбуждено и рассмотрено  13 дел  (в 2015г. – 17). Выдано 17 предупреждений, из которых 13 исполнены в отчетном периоде. 

В  2016  году Новосибирским УФАС России в ходе рассмотрения дел принято 9 решений о наличии нарушений:   1 решение  о признании  факта нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации (статья 14.1);   1 решение о признании факта недобросовестной конкуренции в части незаконного получения, использования, разглашения информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (статья 14.7); 7 решений  по фактам  нарушения запрета  на создание смешения (статья 14.6).

Фактов введения в заблуждение (статья 14.2), некорректного сравнения (статья 14.3), а также фактов нарушения запретов на приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров работ или услуг (статья 14.4), запретов на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности (статья 14.5) в 2016 г. не выявлено.

По результатам рассмотрения дел выдано 9 (8) предписаний об устранении нарушения. Исполнено 11 предписаний (7 отчетного периода и 4 предписания прошлого отчетного периода).

 

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

За  2016  год в ходе рассмотрения поступивших заявлений и проведенных проверок выявлено 31 нарушение,  возбуждено 20  дел по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Выдано 4 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Значительное снижение количества возбужденных дел относительно 2015 года объясняется вступлением в 2016 г. изменений в Закон о защите конкуренции. Управлением в отчетном периоде выдано 44 предупреждения о  прекращении действий (бездействий) содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти затронуты следующие рынки, отрасли, сферы деятельности: ритуальные услуги, строительство, сфера ЖКХ.

На рынке финансовых услуг нарушений не выявлено.

Выявленные нарушения статьи 15 по видам нарушений:

-необоснованное препятствование деятельности х/с – 1 (4);

- незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 1 (17);

- наделение х/с властными функциями – 2 (3);

-прочие – 2 (14).

К прочим нарушениям отнесены:

- создание преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

 

Кроме изменений законодательства, сокращение числа выявленных нарушений по статье 15 объясняется и деятельностью антимонопольного органа по пресечению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует увеличение количества добровольно устраненных нарушений антимонопольного законодательства, выявляемых в ходе инициативных проверок.

За отчетный период не выявлено противоречащих антимонопольному законодательству актов органов законодательной власти Новосибирской области, выявлено 35 актов органов исполнительной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами органов власти органов или организаций, противоречащих антимонопольному законодательству. По фактам выявленных нарушений возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выданы предупреждения.

В 2016 году Новосибирским УФАС России неоднократно обращалось в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативно-правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству.

 

Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции (в 2015г. возбуждено 3 дела).

В 2016 г. отсутствовали факты привлечения хозяйствующих субъектов к «оборотным штрафам» (в  2015 г. к административной ответственности было привлечено  8 хозяйствующих субъектов  и 7 должностных лиц).

На рынке финансовых услуг нарушений не выявлено.

 

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Новосибирским УФАС России возбуждено 3 дела по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», при этом выявлено 2 нарушения указанной статьи; выдано 2 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Нарушения выявлены в следующих сферах: операции с недвижимым имуществом, включая землю; машиностроительный комплекс.

Структура выявленных нарушений статьи 17 по видам нарушений:

- нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 1 (2);

- прочие нарушения (необоснованный отказ от заключения договора по результатам закупки) – 1 (0).

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Новосибирским УФАС России возбуждено 5 дел по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, при этом выявлено 2  нарушения указанной статьи, выдано 1  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Новосибирским УФАС России не выявлено нарушений статьи 18 Закона «О защите конкуренции», заявления о нарушении данной статьи  в управление в не поступали, соответственно дела не возбуждались.

 

Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

Из общего количества рассмотренных торгов наибольшую долю – 66 % - занимают торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; 9 % - торги в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; 6 % - аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 5 % - аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие передачу прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 4,5 % - отбор управляющей организации для управления многоквартирным домом.

По видам нарушений наиболее часто поступают жалобы на отказ в допуске к участию в торгах; установление в конкурсной документации условий, ограничивающих конкуренцию; нарушение порядка определения победителя.

Всего в отчетном периоде рассмотрено 224 жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2016 году Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по признакам нарушения статей 19-20 Закона «О защите конкуренции» (в 2015г. – возбуждено 10 дел), поскольку нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной преференции квалифицировалось по пункту  7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

Практика отсутствует. В 2016 г. дела, в решение по которым было включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами, в отчетном периоде Новосибирским УФАС России не возбуждались.

 

Практика направления предостережений

В 2016 году практика направления  предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона о защите конкуренции отсутствует. В 2015 году было выдано 3  предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

 

Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

При осуществлении контроля за экономической концентрацией Управлением в 2016 году рассмотрено 11 ходатайств, в 2015 году – 10. Из общего количества заявленных сделок  9 сделок (81,8%) будут совершены внутри групп лиц, то есть их целью являлась реструктуризация активов группы лиц в целях оптимизации процессов управления, в 2015 году сделки между лицами, входящими в одну группу лиц, составили 40% от общего количества одобренных сделок. По сравнению с 2015 годом в 2016 году Управлением рассмотрено на 1 ходатайство больше. Все ходатайства, рассмотренные Новосибирским УФАС России в 2016 году,  как и в 2015 году, были одобрены, предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, при рассмотрении обращений в 2016 году не выдавались.

За отчетный период принято решение по сделкам в разных сферах деятельности, из 11 согласованных сделок 1 сделка являлась межотраслевой, 5 сделок – внутриотраслевыми, в четырех сделках приобретателем являлся иностранный инвестор, в одной – физическое лицо. Наибольшее количество сделок одобрено в отраслях, относящихся к прочим сферам материального производства – 5 сделок. Одобренная межотраслевая сделка относится  к сферам теплоснабжения и  жилищно-коммунального хозяйства.

Все рассмотренные за 2016 год ходатайства поданы в соответствии со статьей  28 Закона.

 

Одобряя  сделки, Новосибирское УФАС России исходило из того, что сделки будет осуществляться внутри группы лиц и не приведут к ограничению конкуренции. Анализ товарного рынка в рамках рассмотрения указанных ходатайств не проводился.

Сферы деятельности, в которых будет осуществляться вышеназванные сделки, не попадают под действия Федерального закона от 29 апреля 2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», поскольку не имеют стратегического значения для обороны страны и безопасности государства.

 

Управлением рассмотрены 5 ходатайств, поданных хозяйственными обществами, входящими в одну группу лиц.

Одобряя указанные сделки, Новосибирское УФАС России исходило из того, что сделки будет осуществляться внутри группы лиц, между хозяйствующими субъектами, которые действуют на одном товарном рынке, и не приведут к ограничению конкуренции. Анализ товарного рынка в рамках рассмотрения указанных ходатайств не проводился.

 

Кроме того  Новосибирским УФАС России рассмотрено одно ходатайство о приобретении доли в уставном капитале хозяйственного общества, где приобретателем является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии в сферах передачи тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения. В ходе рассмотрения материалов Новосибирским УФАС России сделан вывод, что сделка не приведет к ограничению конкуренции, что явилось основанием для удовлетворения ходатайства. Анализ товарного рынка в рамках рассмотрения ходатайства не проводился.

Иные ходатайства о совершении сделок, относящихся к сфере естественных монополий, Новосибирским УФАС России не рассматривались.

 

Кроме того, Новосибирское УФАС России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 № 314 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов» за 2016 год рассмотрело 4 уведомления о получении в пользование части акватории водного объекта.

Рассмотренные уведомления приняты к сведению.

За отчетный период Управлением дела по поводу нарушения требований статьи 34 Закона не возбуждались.

 

Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

Практика   отсутствует,   заявления   о   проверке   соответствия   проекта

соглашения требованиям антимонопольного законодательства от хозяйствующих субъектов в 2016 году не поступали.

 

Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период Управление не проводило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.

 

Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

В целях осуществления государственного контроля в сферах естественной монополии в Управлении в 2016 году уведомления и ходатайства не рассматривались (для сравнения: в 2015 году было рассмотрено 6 уведомлений). 

 

Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2016 году проведено 7  проверок по соблюдению антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления, из них 6  плановых и 1  внеплановая. Возбуждено 7 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении органов местного самоуправления, в отчетном периоде все из которых возбуждены по результатам проверок, проведенных в предыдущий отчетный период. Выдано 1  предписание (в том числе по результатам рассмотрения дел, возбужденных по результатам проверок, проведенных в предыдущий период). Уменьшение количества возбужденных дел в отчетном периоде по сравнению с предыдущим объясняется добровольным устранением органами местного самоуправления выявленных нарушений, исполнением предупреждений до возбуждения дела: в 2016 г. устранено 19 нарушений до возбуждения дела.

Значительная часть нарушений, выявленных в результате проверок действий органов власти и местного управления, ограничивающих конкуренцию, приходится на нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении преференций (в частности, решение вопросов местного значения в обход законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (о контрактной системе), без проведения необходимых конкурентных процедур, путем выделения субсидий муниципальным предприятиям) – 28,5 %; предоставление в аренду недвижимого имущества, земельных участков – 42,5 %, непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами – 14,5 %; ритуальные услуги – 14,5 %.

 

Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

Практика отсутствует. В 2016 году материалы для возбуждения уголовных дел  в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации в правоохранительные органы не направлялись.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2016  году Новосибирским УФАС России возбуждено 3 дела и выявлено 3  нарушения  статьи Закона о торговле. Выдано 3  предписания, все из которых исполнены в отчетном периоде.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Принятые решения и поданные иски в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») отсутствуют.

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

0

В 2016 году  Новосибирским  УФАС России рассмотрено более 90 обращений по вопросам, связанным с нарушениями в области энергетики. 

В основном эти обращения касались  отказов от заключения договора на технологическое присоединение,  затягивания сетевыми организациями установленных законодательно сроков для осуществления фактического присоединения к электрическим сетям, определения стоимости технологического присоединения, навязывания невыгодных условий договоров технологического присоединения,  применения  при расчетах за услуги по передаче электрической энергии тарифов, не утвержденных в тарифном органе власти, уклонения от составления документов, подтверждающих технологическое присоединение (актов разграничения  балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон).     

В 2016 году Управлением выдано 3 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики, из них два предупреждения выданы гарантирующему поставщику электрической энергии по факту уклонения от заключения договора на поставку электрической энергии и 1 предупреждение выдано сетевой организации по факту навязывания невыгодного условия договора при определении стоимости технологического присоединения. Необходимо отметить, что все выданные в сфере электроэнергетики предупреждения исполнены хозяйствующими субъектами в установленный срок, соответственно дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались.

Всего в 2016 году в связи с нарушениями в области электроэнергетики  управлением было возбуждено 5  дел, что значительно меньше, чем в 2015 году. Из них 3 дела были прекращены, что обусловлено внесением изменений в действующее законодательство.   К основным нарушениям антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики, выявленным управлением в 2016 году, можно отнести уклонение гарантирующего поставщика от заключения договора энергоснабжения, навязывание сетевой организацией невыгодных условий договора тех. присоединения, ненадлежащее исполнение сетевой организацией своих обязательств при выявлении фактов бездоговорного потребления э/э, а также нарушение Правил недискриминационного доступа, путем препятствования перетоку электрической энергии владельцами объектов электросетевого хозяйства.

В связи с нарушениями в сфере электроэнергетики управлением в 2016 году вынесено 14 постановлений о назначении административного наказания, наложено штрафов на общую сумму 980 тыс. рублей. 

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В 2016 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 531 (в 2015 - 638) заявление по поводу ненадлежащей рекламы. Отказано в возбуждении в 397  случаях, возбуждено в общей сложности 138  дел, из них по заявлениям 134  дела.

Принято решений о признании рекламы ненадлежащей -122.

Выдано предписаний 146. Исполнено предписаний 182, в том числе выданных в отчетном периоде 132. 

Всего рассмотрено 779 фактов, указывающих на событие правонарушения. Выявлено 243  факта нарушений.

Наибольшее количество нарушений:

частей 1-4 статьи 18 - реклама по сетям электросвязи – 45 фактов;

статьи 8 дистанционные продажи в рекламе – 39 фактов;

части 3 статьи  5 - недостоверная реклама – 30 фактов;

части 7 статьи 5 - отсутствие существенной  информации  в рекламе – 24 факта;

частей 1-2 статьи 28 - реклама финансовых услуг общего требования- 24 факта;

части 7 и части 11 статьи 24 – отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний в рекламе лекарственных средств, медицинской техники и услуг – 14 фактов.

 

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Всего в 2016 году Новосибирским УФАС России установлено 1426 нарушений законодательства  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выдано 355 предписаний, из которых 338 исполнено и 17 – в стадии исполнения.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено  37 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и 954 уведомления об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 2016 году в Новосибирское УФАС России поступило 1200 жалоб  участников закупок.  Больше всего жалоб поступило на федеральных заказчиков – 38,75%. На областных заказчиков приходится 30,8 % жалоб, муниципальных 30,45. Возвращено и отозвано 638 жалоб.

Из рассмотренных жалоб признано обоснованными 53%.

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 1002  нарушения. Для устранения указанных нарушений выдано 277  предписаний.

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие:

Нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок.

 Нарушения порядка отбора участников закупок.

Нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2016 году Новосибирским УФАС России проведено 128  проверочных мероприятия в целях контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок (без учета внеплановых проверок, проведенных при рассмотрении жалоб).

Из 22 выездных проверок 4 проведены в соответствии с планом контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России.

В процессе контрольных мероприятий проверено 644 закупки, в результате выявлено 304 закупки с нарушениями, установлено 424 нарушения.

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В отчетном периоде  Новосибирским УФАС России рассмотрено 187  обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков.

 В отчетном периоде Новосибирским УФАС России внесено в реестр 109  записей о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе.  По 78 обращениям  отказано во включении в Реестр.

Всего в Реестре недобросовестных поставщиков по состоянию на 31.12.2016 года находилось 373 лица.  

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков в 44% случаев явилось уклонение от заключения контракта; в 48,7 % контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта; 7,3 % - контракт расторгнут по решению суда.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности в сфере закупок

Новосибирским УФАС России  в 2016 году было возбуждено 296  административных дел за нарушения законодательства в сфере закупок. Вынесено 261 постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа. Всего привлечено к административной ответственности 248 должностных лиц, 13 юридических лиц.  

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по законодательству о контрактной системе Новосибирским УФАС России было наложено штрафов на общую сумму 5375 тыс. рублей. Сумма  уплаченных в 2016 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода,  составила  3412,9  тыс. рублей.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в 2016 году стали отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством,  утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством.

 

Раздел 6. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В отчетном периоде в Новосибирское УФАС России поступила и рассмотрена 1 жалоба в соответствии с пунктом 2 части  1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве).

Жалоба признана необоснованной, к административной ответственности по итогам принятого решения лица не привлекались.

Жалобы на акты и (или) действия (бездействие) органов власти в сфере градостроительных отношений, выраженные в незаконном отказе в приеме документов и заявлений, а также в предъявлении к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами в отчетном периоде отсутствовали.

 

Раздел 7. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

В 2016 году Новосибирским УФАС России в суд не передавались материалы для вынесения постановления о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Новосибирским УФАС России  в 2016 по всем нарушениям законодательств, контроль за которыми возложен на Антимонопольные органы, было возбуждено 828  административных  дел, выдано 75 предупреждений,  вынесено 682 постановления о привлечении к административной ответственности. В отчетном периоде исполнено 539 постановлений, в том числе выданных в прошлом отчетном периоде. Всего привлечено к административной ответственности 166  хозяйствующих субъектов (юридических лиц),  561  должностное  лицо, 2 физических лица.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Управлением было наложено штрафов на общую сумму 22777,8  тыс. рублей. Сумма  уплаченных в 2016 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода составила  17 963,6  тыс. рублей.

Новосибирским УФАС России  принимаются различные меры  для обеспечения более полной собираемости штрафов, в том числе  возбуждение административных дел по статье  20.25 КоАП РФ, направление постановлений в  службу судебных приставов.