Власть и бизнес ищут взаимные интересы на новосибирском рынке соцуслуг

В феврале 2016 года в России принята государственная Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.

— Это актуально для России в целом и нашей области, в частности, так как во всех регионах растет количество граждан в возрасте старше 60 лет. Эта категория населения требует особого внимания в силу того, что люди прожили активную жизнь, внесли свой вклад в развитие территории, реализовались, а потом столкнулись с проблемой перестройки с одного состояния на другое. Важно минимизировать негативные последствия и сделать жизнь человека в таком возрасте наиболее комфортной и благополучной, — заявила на пресс-конференции заместитель министра социального развития Новосибирской области Елена Бахарева.

По ее словам, в Новосибирске эта работа идет не с чистого листа — в регионе выстроена эффективная система оказания социальной помощи данной категории граждан.

— На сегодняшний день в стационарах области единовременно может находиться 5 тыс человек старшего возраста. Проблем с местами в этих учреждения в регионе не существует. Кроме того, по итогам 2015 года за надомным обслуживанием в соцзащиту обратилось около 17 тыс человек. Все получили помощь в том объеме и те услуги, в которых нуждались. В настоящее время в регионе также создано 50 приемных семей для граждан старшего возраста, — рассказала Бахарева.

Замминистра отметила, что в госстратегии отдается приоритет надомному обслуживанию граждан и опыт работы соцслужб показывает, что это самая эффективная и перспективная форма поддержки граждан. Человек остается в привычной среде и обстановке, его окружают люди, которые ему известны, но он получает квалифицированную помощь в тех моментах, которые необходимы. По ее словам, соцслужбы обеспечены кадрами для выполнения этой работы — сокращения, о котором говорили в конце 2015 года, не произошло.

Надомная форма поддержки для государства более предпочтительна и с финансовой точки зрения. На содержание в стационаре в Новосибирской области на человека тратится 5-6 тыс руб в месяц, включая питание, при надомном обслуживании — 3,5 тыс. За надомное обслуживание граждане у которых доход выше 1,5 прожиточных минимумов, при наличии возможности и желании получать дополнительные услуги (не включенные в стандарты обслуживания ), доплачивают — в среднем по области 300 рублей в месяц.

Елена Бахарева отметила, что в регионе существует реестр поставщиков социальных услуг, которые могли бы принять участие в реализации подобных проектов. Но пока ни одного предложения о включении в этот реестр от компаний не поступало, хотя министерство выходило с таким предложением.

— В других регионах есть прецеденты, когда коммерческие структуры открывают дома ветеранов, пожилых людей. У нас таких предложений не было. Возможно, потому, что мы предъявляем очень серьезные требования для желающих войти на рынок этих услуг. Например, в таких домах должны быть созданы адекватные бытовые условия с учетом требований всех САНПИНов и существующих норм, соблюдаться требования по питанию, набору специалистов. Ни в одном нашем доме ветеранов нет такого, чтобы люди просто проживали и питались. Они обеспечены круглосуточным медицинским наблюдением и обслуживанием, у них есть возможность получить консультации у узких специалистов, для них создается комфортных психологический климат, — перечислила Елена Бахарева. — Кроме того, на мой взгляд, тарифы по которым оказываются эти услуги, носят социальный характер и на этом сегменте коммерческим организациям достаточно сложно получить прибыль.

По словам руководителя медслужбы компании «Милосердие» Аллы Бобылевой, государство анонсирует привлечение частных компаний на рынок социальных услуг, по аналогии с медобслуживанием населения.

— На западе бизнес на этом сегмент уже давно работает в рамках государственно-частного партнерства, так как власть уже давно поняла, что сил государства на все не хватит. Вопрос в том, как этот процесс пойдет на практике. Будет ли противодействие по включению бизнеса в число участников рынка, какое мы сейчас наблюдаем на рынке медобслуживания населения, — пояснила собеседник Infopro54.

В феврале 2015 года более 30 частных клиник Новосибирска, вошедших в систему ОМС, узнали, что с марта выделенный им объем госзадания урезается. В конце 2015 года Новосибирское УФАС России вынесло решение признать облминздрав и ТФ ОМС нарушившими пункты 2, 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушителям было предписано обеспечить конкуренцию между государственными и частными клиниками до 12 февраля 2016 года. 

Бобылева также отметила, что на рынке области в широком доступе не было информации о возможности участия бизнеса в проектах по предоставлению социальных услуг населению. Возможно, это есть где-то на сайте министерства социального развития, но не все заходят на него каждый день, понимают условия включения в реестр и т.д. Активно никто ничего не предлагает и не разъясняет условия взаимодействия.

— Конечно, коммерческим структурам интересно войти в проекты, где предполагается государственное финансирование, так как это позволяет бизнесу создать подушку безопасности за счет бюджетных обязательств. В сегодняшней экономической ситуации это особенно актуально, — рассуждает эксперт. — Однако, для привлечения бизнеса необходимо четко проговаривать комплекс услуг, которые должны предоставляться в рамках таких контрактов, а также тарифы. Те суммы, которые озвучены министерством, скорее всего, предусматривают ограниченный список услуг (уборку, готовку, покупку продуктов), но не уход за людьми. Поэтому бизнес и не идет на эти условия.

По ее словам, ситуация, когда соцработник качественно обслуживает до 10 человек в день, абсолютно не реальна. Качественно оказать услуги людям, многие из которых являются лежачими, в таком объеме не возможно. Не удивительно, что граждане, имеющие финансовые возможности, предпочитают обращаться за патронажем в частные компании. Тут бизнес и мог бы помочь государству и людям, которые несут большую финансовую нагрузку, обслуживаясь только за свой счет.

— Что касается проектов ГЧП по стационарам, то такие проекты у бизнеса в Новосибирске уже существуют (в Ордынском районе открыт частный пансионат для пенсионеров и инвалидов «Наследие», отделение сестринского ухода (хоспис) НУЗ «Дорожная клиническая больница») и, я думаю, были бы рады включиться в совместную работу с государством — опять же вопрос по каким тарифам. То есть какого бы вопроса ни касалось взаимодействия — бизнес настроен идти навстречу и подстраиваться под требования государства, существует только вопрос тарифов и взаимодействия, но исходя из положительного опыта работы в виде ГЧП с городом как раз в социальных проектах, есть четкое понимание — все решаемо, если это одинаково нужно двум сторонам, — поясняет Алла Бобылева.

Представители некоторых других компаний, работающих на рынке патронажа, заявили корреспонденту Infopro54, что в ходе работы в госмедицине, а также общения с пациентами сталкивались с такими ситуациями, что «желания сотрудничать с государством в любом виде, у них не возникает».

— Нет никаких гарантий — одни проблемы, — заявила одна из участников рынка, работающая в сфере соцуслуг много лет.

По информации министерства социального развития Новосибирской области, в 12 стационарных учреждениях региона услуги получают 4,7 тысяч человек. На надомном обслуживании в 2015 году услуги были предоставлены более 17 тысячам граждан, из них 33 % получили социальные услуги на дому бесплатно (годом ранее этот показатель составлял 11,5 %). Речь идет о ветеранах и участниках ВОВ, вдовах участников ВОВ. На январь 2016 года в Новосибирской области проживало 800 133 пенсионера, численность получателей пенсий за 2015 год увеличилась почти на 15 тысяч.

Счетная палата РФ на минувшей неделе сообщила, что стоимость предоставления соцуслуг на дому в расчете на одного человека в среднем по России составляет 26,1 тыс. руб. в год, а в стационарных условиях — 193,5 тыс руб в год, то есть в 7,4 раза больше, говорилось в сообщении ведомства. В тоже время, аудитор палаты Владимир Катренко отмечал, что оптимизация в социальной сфере, которая идет в стране с 2013 года, привела к сокращению числа организаций социального обслуживания и численности социальных работников — на 110 организаций и почти на 10 тыс. сотрудников. Количество получателей социальных услуг по РФ при этом выросло на 900 тыс. человек, или на 6%. В результате нагрузка на одного соцработника возросла с восьми человек в 2013 году до более чем девяти человек в 2014 году. К 2018 году ожидается, что один социальный работник будет предоставлять услуги 10,7 человек, то есть на 33,5 % больше по сравнению с 2013 годом. При этом, по данным Счетной палаты РФ, очередь на получение соцуслуг в стационарных условиях стабильно сохраняется на уровне 16 тыс человек, из которых почти 44 % ожидают возможности получения социального обслуживания более одного года. По прогнозным оценкам, к 2018 году потребность в таких услугах вырастет, по сравнению с 2014 годом, на 24 %. 

В 2ГИС в рубрике «Патронажные услуги» включено 14 организаций.