Продавали воздух

УФАС оштрафовало агентство ГЖА «ЦИП» на 100 тысяч рублей — за несуществующий вариант, о котором риэлторы рассказали еще и не всю правду. В агентстве свою вину признали, но сочли ее «малозначительной», и платить штраф не хотят. За что наказано агентство и как пожаловаться и наказать риэлторов за фальшивые объявления, выясняла корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ.

 

В мае прошлого года в Управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) получили жалобу на объявление ООО «Центр жилищных программ» (ГЖА «ЦИП»), размещенное в базе вариантов НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ. Новосибирец хотел купить квартиру в одном из строящихся домов ГК «Дискус» на ул. Бронная, но выяснилось, что понравившийся вариант, хотя объявление было обновлено в тот же день, уже продан.

 

Взамен ему предложили рассмотреть другой, подороже, но покупатель счел, что его обманули, и пожаловался на обманувшее его агентство в УФАС.

 

Помимо рекламы несуществующего варианта эксперты выявили и другие нарушения. Например, риэлтор представлял квартиру как продающуюся по договору долевого участия, тогда как застройщик работает по паевой схеме — ПЖСК. Кроме того, в объявлении была указана возможность оформления ипотеки на покупку, хотя действие закона об ипотеке на паевые взносы не распространяется.

 

По мнению антимонопольной службы, реклама ГЖА «ЦИП» вводит покупателей в заблуждение, нарушая сразу 4 пункта «Закона о рекламе»: сведения о характеристиках квартиры, ее приобретении и порядке оплаты не соответствуют действительности, а часть существенной информации вовсе скрыта.

 

В наказание на агентство был наложен минимальный для юридического лица штраф в размере 100 тыс. руб., но в ГЖА «ЦИП» с решением УФАС не согласились и подали в Арбитражный суд жалобу.

 

Агентство сочло нарушение «малозначительным», поскольку реального ущерба пожаловавшемуся на объявление новосибирцу принесено не было, и сослалось на «тяжелое материальное положение».

 

Суд решение оставил в силе: у ГЖА «ЦИП» была возможность редактировать варианты и не допустить нарушения. Финансовое положение ответственных тоже малозначительным преступление не делает. Да и вообще освобождение от ответственности в данном случае «способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с… принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона».

 

Это решение агентство обжалует, рассказал директор компании Алексей Котлов и выразил уверенность в победе. От комментариев руководитель агентства отказался, сославшись на суеверность, хотя наличие недостоверной информации в объявлении отрицать не стал, назвав ее «ошибкой риэлтора».

 

По словам заместителя руководителя Новосибирского УФАС России Татьяны Лопаткиной, этот случай достаточно типичен, за последний год эксперты выявили несколько подобных нарушений.

 

В 2014 году в отношении рекламы агентств недвижимости рассмотрели 8 дел, с начала текущего года — уже 11, в среднем в УФАС подают 10–15 заявлений о недостоверной рекламе риэлторов в год. Но эти цифры далеки от реального числа нарушений.

 

«Примерно на треть поступающих заявлений о рекламе агентств недвижимости приходится отвечать отказом, так как документальных подтверждений нарушений в заявлениях не имеется, а в ходе расследования факт нарушения не подтверждается», — отмечает Лопаткина. Если же вину компании можно доказать, штраф на нее накладывается всегда, подчеркнула она. Максимальную сумму в 500 тыс. руб. в Новосибирском УФАС не накладывали, но в установленных законом пределах в 100–500 тыс. руб. штрафы были неоднократно.

 

Первой с жалобами потенциальных покупателей квартир сталкивается группа контроля качества контента проекта НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ. На сегодня только в разделе «Новостройки» на сайте realty.ngs.ru размещено порядка 9 тыс. объявлений. В основном пользователи жалуются на заниженную цену и несуществующие варианты, реже — на этажность и неверную информацию о кредитных условиях. Значительно меньше жалоб специалисты получают по вторичной недвижимости: здесь действительности могут не соответствовать цена или фотографии квартиры, но в последнем случае доказать это достаточно сложно и трудозатратно. Довольно распространена также продажа доли в квартире как комнаты, что не дает права проживания — подобных объявлений было так много, что в правила их размещения пришлось внести определенные ограничения.

 

Главная проблема — это то, что агентства недвижимости, в отличие от застройщиков, воспринимают базу вариантов не как витрину магазина, а как рекламную площадку. Главная цель риэлторов — получить звонок, а не продать конкретный вариант.

 

Иногда одну и ту же квартиру выставляют три раза, прописывая, например, отличающуюся в 1 кв. м площадь, отмечают специалисты. Если при проверке объявления выясняется, что оно действительно не актуально, его удаляют, но борьбу с неактуальными объявлениями группа контроля качества контента сравнивает с борьбой с ветряными мельницами: вместо одного удаленного варианта появляется десяток новых. В этом случае серьезное наказание одного агентства недвижимости может послужить уроком для многих других, а увеличение числа подобных дел в УФАС и в суде поможет навести порядок на рынке.

 

Подать жалобу на недостоверную рекламу в УФАС можно как лично, так и в электронном виде: по почте или через сайт novosibirsk.fas.gov.ru, заполнив специальную форму. К обращению можно прикреплять документы и, например, скриншоты. На сайте УФАС можно даже скачать пример заявления. Жалобы на нарушение антимонопольного законодательства и закона о рекламе рассматриваются в течение месяца с возможным продлением — если вдруг потребуется дополнительная информация. Никаких пошлин при этом не взимается, личное присутствие понадобится только на рассмотрении дела, но и этого в ряде случаев можно избежать по ходатайству.

Лиза Пичугина