Привлечение банками денежных средств во вклады с последующим ухудшением потребительских свойств – акт недобросовестной конкуренции

Привлечение денежных средств во вклады с последующим ухудшением потребительских свойств таких вкладов по сравнению с первоначально заявленными являются актами недобросовестной конкуренции со стороны банков.

 

К такому выводу пришла 12 января 2012 года совместная комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Центрального банка Российской Федерации (Банк России), признав Юниаструм Банк, СКБ-банк и Инвестторгбанк нарушившими антимонопольное законодательство (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»).

 

Напомним, что основаниями для возбуждения дел в отношении Юниаструм Банка, СКБ-банка и Инвестторгбанка послужили обращения граждан с жалобами на намеренное препятствование этими банками внесению вкладчиками дополнительных денежных средств в пополняемые вклады.

 

Юниаструм Банк с 19 мая 2010 года ввел комиссию в размере 7% за перевод или выдачу наличных денежных средств с текущего счета/счета по учету вклада «до востребования», поступивших на них безналичным путем со счета по учету срочного вклада. При этом комиссия не взимается при снятии денежных средств в случаях, когда средства поступили на счет до 19 мая 2010 года или если такой вклад был открыт после 19 мая 2010 года.

 

СКБ-банк ввел с 24 марта 2010 года комиссию в размере 7% за внесение денежных средств для зачисления на счет пополняемых вкладов «Патриот» и «Патриот!» и с 7 июня 2010 года комиссию в размере 7% за внесение денежных средств для зачисления на счет пополняемых вкладов «Золотой стандарт» и «Золотой стандарт VIP».

 

Инвестторгбанк с 1 мая 2010 года прекратил прием дополнительных взносов по договорам пополняемого срочного банковского вклада «Перспектива», заключенным на срок 732 дня и 1097 дней.

 

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что заключая договоры вкладов на привлекательных условиях, а затем не исполняя часть принятых на себя обязательств, банки получили преимущество перед своими конкурентами и могли причинить им убытки в виде недополученных доходов от размещения привлеченных во вклады денежных средств. Также подобная практика не соответствует обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

 

В связи с этим Юниаструм Банк, СКБ-банк и Инвестторгбанк были признаны нарушившими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В отношении Юниаструм Банка Комиссия ФАС России приняла решение о выдаче предписания о прекращении недобросовестной конкуренции. Банк должен отменить приказы, утвердившие комиссию, а также устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно - вернуть вкладчикам суммы уплаченной ими комиссии.

 

СКБ-банк добровольно отменил установленную комиссию. В связи с этим Комиссия ФАС России приняла решение о выдаче предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем возврата вкладчикам суммы уплаченной ими комиссии.

 

Таким образом, Юниаструм Банку и СКБ-банку предписано вернуть вкладчикам в общей сложности более 10 миллионов рублей.

 

В отношении Инвестторгбанка Комиссия ФАС России приняла решение о выдаче предписания о прекращении недобросовестной конкуренции, то есть о возобновлении приема дополнительных взносов во вклад и отмене приказа банка, которым был утвержден запрет на их прием.

 

Решения и предписания по делам будут изготовлены в течение 10 рабочих дней с момента их принятия и размещены на сайте ФАС России.

 

«Правительство Российской Федерации и Банк России всегда с особым вниманием относятся к делам, в которых нарушаются права граждан. Принятые решения призваны обеспечить добросовестную конкуренцию на рынке и возврат вкладчикам незаконно удержанной комиссии при приеме и выдаче вкладов. ФАС России будет жестко контролировать исполнение выданных предписаний», - заявил председатель Комиссии ФАС России, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

 

Справка:

 

В соответствии со статьей 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

 

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

Статьей 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. за недобросовестную конкуренцию.

Пресс-служба ФАС России