Второй антимонопольный пакет

Пакет поправок в антимонопольное законодательство, внесенный Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы РФ.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства:
проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
- проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» были внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
1. Проекты федеральных законов предусматривают следующее:

1) уточнение положений закона о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций, в том, числе в части: предоставления антимонопольным органам права обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов Российской Федерации, предусматривающие необоснованное предоставление преференций; 

возможности выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции;

установление административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление преференций;

2) определение параметров правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий;

3) уточнение положений статьи 11 Закона о защите конкуренции в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов;

4) определение порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

5) повышение пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации (предварительное согласование в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (в настоящее время 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. (в настоящее время 6 млрд. руб.));

6) детализация процессуальных требований по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу объединения и разъединения дел, продления срока исполнения предписания и др.;

7) применения в качестве меры административной ответственности дисквалификации в отношении государственных и муниципальных служащих;

8) установление административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства;
9) конкретизация отдельных положений программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях;

10) фиксация факта нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении.

2. Кроме того, на заседание Президиума Правительства Российской Федерации 27 января 2009 г. был одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации».