Ольга Сергеева: рынок платёжных услуг – это рынок неравных конкурентных возможностей и нарушений, требующих реакции ФАС России

Стратегические направления развития в национальной платежной системе и на финансовом рынке обсудили участники пленарной сессии, которая состоялась в рамках VII Национального платежного форума России

«Когда мы говорим о конкуренции на платёжном рынке, мы имеем в виду два основных направления деятельности антимонопольного ведомства. Первое связано с реализацией «дорожной карты» по развитию конкуренции на финансовых рынках , которая в том числе содержит подраздел по рынку платежных услуг. Второе с правоприменением, - начала своё выступление Ольга Сергеева, начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России. – Несмотря на то что платёжный рынок характеризуется динамичностью, высокотехнологичностью, а также привлекательностью для потребителей, в то же время – это рынок, где присутствуют частые нарушения конкуренции, требующие реагирования со стороны антимонопольного органа».

Представитель ФАС России напомнила, что реализация всех мероприятий «дорожный карты» осуществляется в рамках межведомственной рабочей группы. В частности, она рассказала о совместной работе антимонопольного ведомства, Минфина и Банка России по подготовке доклада по созданию равных условий осуществления переводов с банковских счетов физических лиц на счета третьих лиц, которые открыты как в одной, так и в различных кредитных организациях.

«В результате проведённого исследования мы с коллегами пришли к выводу, что в качестве мер по развитию конкуренции в этом направлении, в первую очередь, следует рассматривать создание системы быстрых платежей со всеми преимуществами, которые эта система даёт с точки зрения переключения потребителей на иные кредитные организации. Другая проблема, которую необходимо решить на законодательном уровне, связана с межтерриториальной дискриминацией потребителей при переводе денежных средств. Поэтому нам совместно с Минфином и Центробанком было поручено подготовить соответствующий законопроект, который уже прошёл первое чтение в Госдуме», - сказала Ольга Сергеева.

Как отметила начальник Управления контроля финансовых рынков, проведённое исследование в рамках подготовки доклада показало, что более 75% кредитных организаций не взимают комиссию за внутрибанковские переводы.

«При этом, мы не говорим этим законопроектом о том, что внутрибанковские переводы должны быть бесплатными. Мы говорим о безусловном сохранении права банка самостоятельно решать, какими тарифами ему руководствоваться на основании принципов справедливой тарификации. Мы исходим из того, что межрегиональный перевод в сравнении с региональными переводами не создаёт какой-то дополнительной стоимости. Поэтому, на наш взгляд, эти условия должны быть выравнены», - уточнила она.

Другим важным шагом в реализации «дорожной карты» развития конкуренции стало принятие Правительством РФ постановления, которое вносит изменения в некоторые акты, предусматривающего запрет на включение в тарифы ресурсоснабжающих организаций расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей.

«Постановление вступит в силу через год с момента принятия и это тот самый срок, который даётся, как ресурсоснабжающим организациям, так и кредитным организациям для того, чтобы перестроиться и предложить иные способы оплаты тарифов на жилищно-коммунальные услуги», - пояснила представитель антимонопольной службы.

Кроме того, начальник Управления контроля финансовых рынков рассказала о том, что ФАС и Банком России были разработаны и утверждены стандарты по раскрытию размера вознаграждений, которые взимаются с потребителей при оказании услуг с использованием банкоматов/платежных терминалов.

«Основная идея этого документа заключается в том, чтобы до потребителя доводилась полная информация о размере вознаграждения таким способом, который исключает неоднозначное понимание применяемых тарифов и даёт ему возможность сделать правильный выбор», - пояснила Ольга Сергеева.

Отдельный вопрос, который обозначен в «дорожной карте» и также связан с рынком платёжных услуг,  – это вопрос выплаты пенсий. Анализ практики выплаты пенсий, который провело антимонопольное ведомство, показал, что у пенсионеров есть право выбора кредитной организации. Однако это право предполагает, что между кредитной организацией и территориальным отделением Пенсионного фонда России (ТО ПФР) будет заключён договор о взаимодействии по типовой форме.

«Если такого договора в момент выбора пенсионером кредитной организации нет, то наступает трёхмесячный период ожидания, в который территориальное отделение Пенсионного фонда должно заключить с ней договор, - рассказывает представитель ФАС России. – В большинстве случаев эта пауза приводит к тому, что потребители платёжных услуг отказываются от выбранной ими кредитной организации, потому что не хотят ждать три месяца. На наш взгляд такой порядок искажает конкурентные условия и не даёт возможность потребителям выбрать ту кредитную организацию, которую они хотят».

В этой связи антимонопольное ведомство предлагает:

• законодательно закрепить обязанность ТО ПФР переводить денежные средства в любой выбранный пенсионером банк без взимания комиссий вне зависимости от наличия договора о взаимодействии;
• законодательно закрепить обязанность банков в случае выбора его пенсионером предоставлять необходимую ТО ПФР информацию, исключив необходимость заключения договоров о взаимодействии;
• совершенствовать порядок взаимодействия ТО ПФР и органов записи актов гражданского состояния, а также органов МВД России с использованием Единого портала государственных услуг.

«Сейчас мы обсуждаем наше предложение на площадке Правительства, готовим соответствующие материалы и надеемся, что будем услышаны», - заключила начальник Управления контроля финансовых рынков Ольга Сергеева.

Также ФАС России совместно с Центральным банком подготовили доклад по вопросу конкурентных условий формирования размера торговой уступки и ставок межбанковской комиссии при осуществлении расчетов с использованием платежных карт.

«Мы предложили сделать информацию о тарифах по межбанковским комиссиям и по ставкам эквайринга более открытой посредством создания стандарта и мониторинга его исполнения, - сказала представитель ФАС России. - На наш взгляд, это эффективное решение для развития конкуренции в сфере платёжных услуг помимо существующей системы быстрых платежей, которая также является конкурентным стимулом в этом сегменте».

Последнее, о чём рассказала в своём выступлении начальник Управления контроля финансовых рынков – это вопрос организации приёма платежей через официальные сайты федеральных органов исполнительной власти  посредством сети «Интернет», портала Госуслуг и ГИС ЖКХ. В частности, ФАС России предлагает установить единые правила организации приема платы за государственные и муниципальные услуги, услуги ЖКХ с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, а также создать прозрачные и недискриминационные условия доступа платежных организаций к оказанию платежных услуг при организации приема такой платы.

«Мы надеемся, что в результате нашей работы, те барьеры, которые сейчас существуют, будут устранены и платёжный сервис будет реализовываться более удобно, как для кредитных организации, так и для потребителей», - завершила своё выступление Ольга Сергеева.