Создание четких и понятных правил в законодательстве об иностранных инвестициях – задача ФАС

Законодательные инициативы Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России вошли в ТОП-10 лучших достижений управлений центрального аппарата ФАС России по итогам 2018 года

 

Напомним, что 31 мая 2018 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части уточнения понятия «иностранный инвестор».

 

Важнейшей новеллой закона является замена принципа территориальной юрисдикции иностранной компании (по факту ее регистрации в офшорной юрисдикции) принципом предварительного «раскрытия» антимонопольному органу информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, который теперь используется при решении вопроса о согласовании Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделок иностранных инвесторов.

 

Как прокомментировал поправки руководитель ФАС России Игорь Артемьев, «за годы применения Закона № 57-ФЗ сформировался тренд на либерализацию в сфере контроля за осуществлением иностранных инвестиций. Автоматический запрет на привлечение иностранных инвестиций в стратегические отрасли из-за «неправильной» юрисдикции заменен более гибким, на наш взгляд, режимом – запрет действует только для тех иностранных компаний, кто не хочет раскрывать тех, кто за ними стоит. Выражаем уверенность, что принятые поправки обеспечат улучшение инвестиционного климата России».

В соответствии с принятым законом, Федеральная антимонопольная служба также получила полномочия давать разъяснения по вопросам применения Закона № 57-ФЗ.

 

Кроме того, 1 декабря 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила1, в соответствии с которыми иностранные инвесторы - юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, и находящиеся под их контролем организации должны представлять в ФАС России информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах. Правила также предусматривают перечень и состав информации, представляемой в ФАС России, сроки ее представления и условия актуальности.

 

«Правила № 1456 на практике реализуют заложенную в Законе № 122-ФЗ концепцию «раскрытия», устанавливая конкретный перечень информации о структуре владения иностранного инвестора, который необходимо представлять в антимонопольный орган, а также определяя случаи, когда такая информация представляется иностранным инвестором в составе ходатайства, уведомления о совершении сделки либо в виде отдельного документа. Представив в антимонопольный орган информацию в соответствии с Правилами № 1456 иностранный инвестор приобретает возможность совершать ранее запрещенную сделку либо использовать исключения, предусмотренные Законом № 57-ФЗ», - пояснила начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Олеся Мильчакова.

«Основная цель всех изменений – установить четкие, понятные и прозрачные правила, избежать возможности неоднозначной трактовки законодательства всеми сторонами – иностранными инвесторами, антимонопольным органом, другими федеральными органами исполнительной власти, с которыми ФАС совместно готовит документы для Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, и юридическими компаниями, которые эти сделки обслуживают. Российское законодательство об иностранных инвестициях в принципе не является законодательством запретительным. Соблюдая определенные, несложные правила, установленные законом, инвестировать можно практически в любой объект, в том числе в стратегический. Сейчас мы эти правила совершенствуем, и этот процесс еще не завершен», - резюмировал замглавы ФАС Андрей Цыганов.

ФАС России