• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ФАС предлагает усовершенствовать механизм импортозамещания и предоставления преференций российским производителям на закупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Упростить систему закупок в части импортозамещения можно, внедрив общие подходы в использовании инструментов поддержки отечественных производителей

 

Сегодня в рамках 44-ФЗ заказчики и предприниматели сталкиваются с серьезными трудностями при применении механизма импортозамещения, поскольку оно складывается из множества НПА*, устанавливающих различные подходы и порядки его использования. Аналогичная ситуация складывается и по 223-ФЗ.

 

«Необходимо принятие одного акта Правительства, устанавливающего единый подход к импортозамещению по всем сферам экономики, порядок подтверждения страны происхождения продукции и требования к торгам при ее закупке, - сообщил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев в ходе заседания межведомственного координационного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по развитию производства медицинских изделий в организациях ОПК. – Во избежание противоречий, действующие подходы** импортозамещения в рамках 223-ФЗ должны быть синхронизированы с механизмом по импортозамещению в контрактной системе».

 

На сегодняшний день существуют три основные формы поддержки отечественных товаров, работ и услуг:

1) запрет на иностранную продукцию, который, по мнению ФАС России, должен применяться в исключительных случаях;

2) ограничение иностранной продукции по принципу «третий лишний», что по сути является запретом на иностранную продукцию при наличии внутренней конкуренции между как минимум двумя товарами российских производителей;

3) ценовая преференция для отечественной продукции, которая, по мнению ФАС России, должна применяться практически всегда.

 

«Мы должны грамотно применять эти меры для развития российской экономики, не нанося ущерб для конкурентной среды во вред самим себе», - отметил Михаил Евраев.

 

В условиях включения нескольких тысяч новых позиций в преференциальные перечни многие заказчики столкнутся с ощутимой нагрузкой.

 

«Сегодня не допускается объединять в один лот преференциальную и не преференциальную продукцию, что значительно увеличивает количество торгов и их обжалование, - выразил свои опасения замглавы ФАС России. – В связи с этим мы предлагаем воспользоваться опытом 223-ФЗ*** в этом вопросе, а именно, отказаться от перечня и предоставлять преференции всей продукции, если отечественные товары в заявке составляют свыше 50% от НМЦК».

 

Также ключевым проблемным вопросом в сфере импортозамещения на госзакупках и закупках госкомпаний является подтверждение происхождения товара, поскольку в законодательстве понятие «российский товар» применяется по-разному, что зачастую приводит к неопределенности в правоприменительной практике.

 

«Разрешить эту ситуацию мы предлагаем путем разработки и принятия акта, в котором будет чётко определено, какие товары относятся к отечественным, причём, с учётом уровня локализации и единых механизмов подтверждения страны производства», - уточнил Михаил Евраев.

 

Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, сопредседатель межведомственного координационного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по развитию производства медицинских изделий в организациях ОПК Олег Бочкарев подчеркнул, что сегодня перед оборонщиками стоит задача по наращиванию выпуска гражданской продукции, где существенная часть приходится на медтехнику, что с учетом нацпроектов составляет свыше 400 млрд рублей в год и важно обеспечить на законодательном уровне приоритет выбора отечественной продукции.

13424 5q8a3633

Справочно:

 

*В настоящее время действуют более 12 актов, устанавливающих запрет на допуск иностранных товаров или устанавливающих ограничение на допуск иностранных товаров по принципу «третий лишний», приказ Минфина России № 126н, содержащий множество позиций товаров. Множество нормативных правовых актов устанавливают различные подходы к импортозамещению и порядку отклонения заявок, различный перечень документов для подтверждения страны происхождения товара.

 

**Законодательством о закупках госкомпаний при осуществлении импортозамещения возможно предоставлять приоритет товарам российского производства, работам и услугам оказываемым российскими компаниями, а также государств-членов ЕАЭС в размере 15% от предложенной им цены (Постановление № 925); осуществлять закупку определенных товаров после согласования Правительственной комиссией по импортозамещению.

Преференции отечественным товарам по 44-фз установлены Приказом Минфина России № 126н. При этом преференции отечественным товарам предоставляются исключительно по утвержденному Перечню (содержит на сегодняшний день более 90 наименований товаров и постоянно обновляется), с запретом объединения в один лот товаров, включенных и не включенных в перечень.

 

*** В рамках осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ преференции предоставляются всем товарам российского происхождения, без какого-либо перечня.

ФАС России