Андрей Цыганов: Техническому прогрессу нарушителей законодательства нужно противопоставлять собственный технический прогресс

О влиянии цифровизации на конкурентную политику рассказал на совещании в Евразийской экономической комиссии замглавы ФАС

 

27 февраля 2019 года в штаб-квартире Евразийской экономической комиссии прошло совещание члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию и руководителей антимонопольных органов государств – членов Евразийского экономического союза, на котором Антимонопольный блок ЕЭК подвел итоги работы в 2018 году.

 

Евразийская экономическая комиссия отмечает увеличение количества обращений бизнеса о нарушениях конкуренции на трансграничных рынках.

 

«Возросшее количество заявлений стало результатом усиления профилактической работы ЕЭК в формате Общественной приемной. Большую роль также сыграли изменения, внесенные в право Союза, которые позволяют выдавать потенциальному нарушителю предложения о добровольном устранении нарушений и восстановлении условий конкуренции без привлечения к ответственности», - сообщил член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Марат Кусаинов.

 

«В целом, за отчетный период достигнут прогресс в сотрудничестве с бизнес-сообществом, расширилась география заявлений, налажен новый формат «мягкого» реагирования», – резюмировал Марат Кусаинов.

Замглавы ФАС России Андрей Цыганов представил доклад о влиянии цифровизации на конкурентную политику.

 

Спикер обратил внимание на особенности современной экономики, к которым отнес наличие новых рынков, таких как программное обеспечение, навигация, компьютерные игры, организация документооборота, а также скорость принятия решений и обмена информацией, новую роль права интеллектуальной собственности и данных во всех бизнес-процессах, новые географические границы рынков, связанные с глобализацией, возрастающей ролью транснациональных корпораций и наличием цепочек добавленной стоимости.

 

Цифровизация современной экономики, по словам замглавы ФАС, влечет за собой вызовы для конкурентных ведомств. К ним относится высокая роль агрегаторов, алгоритмов, платформ, влияние сетевых эффектов, глобальная сущность производственно-хозяйственных связей и международных нарушений норм национального антимонопольного законодательства и ряд других.

 

Ответами на эти вызовы являются новые подходы к анализу товарных рынков, включающие большие объемы данных, правильное определение продуктовых и географических границ рынков, перспективный анализ последствий сделок экономической концентрации, новые формы и средства правовой защиты.

 

Андрей Цыганов особо отметил использование больших данных в антиконкурентных целях для ограничения конкуренции и вытеснения конкурентов с рынка. Речь идет о цифровых картелях, манипулировании ценами на основе анализа больших данных и персональных данных, а также сговорах на торгах с использованием роботов и алгоритмов.

 

«Антимонопольные органы должны противостоять техническому прогрессу членов картеля, используя свои собственные технические и аналитические инструменты для выявления картелей и пресечения их деятельности», - подчеркнул он.

Спикер рассказал также про опыт ФАС России по выявлению и доказыванию картелей и разработанной российским антимонопольным органом мультипараметрической системе выявления и подтверждения картелей с анализом 50 показателей.

 

«Если кто-то думает, что если он не подписывал картельное соглашение от руки, значит не оставил следов - он ошибается. В цифровом мире следов остается даже больше. Выявлять такие следы и связи между ними - задача, которую мы сейчас учимся решать», - прокомментировал замглавы ведомства.

 

В качестве ответа на вызовы современной экономики Андрей Цыганов также назвал «пятый антимонопольный пакет», которым вводятся понятия «сетевого эффекта», уточняются определения доминирующего положения и правил контроля сделок экономической концентрации, используются новые подходы к контролю исполнения предписаний ФАС России.

 

«Пятый антимонопольный пакет предполагает внедрение в нашу правовую систему еще двух очень важных с нашей точки зрения мер – это принудительное лицензирование и полный запрет на оборот на территории Российской Федерации того товара, по которому было принято предписание и который производится с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Возможно, кому-то эти меры кажутся слишком жесткими, но мы считаем, что их включение в закон имеет очень серьезное профилактическое значение для выстраивания правильных отношений между бизнесом и государством, между крупным бизнесом и потребителями», - сказал замглавы ФАС.

Говоря о международной деятельности как ответе на вызовы современной экономики, спикер отметил проводимую на площадке ЮНКТАД работу по созданию системы многостороннего сотрудничества между конкурентными ведомствами для эффективной борьбы с ограничительной деловой практикой и принятое Заявление Совета глав правительств СНГ о консолидации усилий мирового сообщества для эффективной борьбы с международными картелями.

Об опыте ФАС России по применению вейверов рассказала начальник Управления международного экономического сотрудничества Леся Давыдова.

 

«Применение механизма отказа от конфиденциальности при рассмотрении сделок экономической концентрации не требует наличия специальных норм в национальном законодательстве для его использования, и позволяет конкурентным ведомствам сократить сроки рассмотрения сделок и более эффективно использовать свои ресурсы. При этом конкурентные ведомства и участники сделки должны быть заинтересованы в переговорах и с доверием относиться друг к другу», - сообщила она.

Леся Давыдова сообщила о разработанных рекомендациях Президиума ФАС России по применению механизма отказа от конфиденциальности при рассмотрении сделок экономической концентрации и планах принятия в этом году в соответствии с решением 49-го заседания МСАП модельных рекомендаций для антимонопольных органов государств-участников СНГ.

 

«Изначально мы разрабатывали эти рекомендации для контроля сделок экономической концентрации. Но механизм отказа от конфиденциальности может применяться и при рассмотрении нарушений антимонопольного законодательства. Мы считаем, что конкурентным ведомствам стран-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии будет полезно внедрение подобного механизма в свою правоприменительную деятельность», - заключила она.

ФАС России