Установление газовых тарифов стало одним из лучших достижений управления ТЭК в сфере государственнного регулирования цен и тарифов в 2017 г. 

  Благодаря проконкурентной тарифной политике в газовой отрасли из всех сфер естественно-монопольных видов деятельности тарифы проиндексированы в 2017 году на величину, меньше, чем предусмотрено прогнозом социально-экономического развития (далее - прогноз СЭР)

  Пересмотр тарифов был направлен, в том числе на исключение экономически необоснованных доходов регулируемых организаций и снижение перекрестного субсидирования.

  Установление тарифов в газовой сфере в отличие от других сфер деятельности из естественных монополий и ЖКХ осуществляется на основании оценки экономической конъюнктуры рынков, а не путем применения параметров, закрепленных в прогнозе СЭР.

  Основными потребителями газа являются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги - тепло и электроснабжения. Стоимость газа является одной из составляющих тарифов для этих организаций.

  Цены на газ в 2016 г. не были проиндексированы в рамках прогноза СЭР, а ряд цен (тарифов) был снижен ФАС России. Это обстоятельство необходимо учитывать в рамках проведения проконкуреной тарифной политики при формировании цен на тепло и электроэнергетику, в том числе в части исключения из тарифов излишне полученных доходов от неиндексации цен на газ.
Тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям имеют долгосрочный характер (3 года). Установленные в предыдущие периоды тарифы, срок действия которых не закончился, не были досрочно пересмотрены в связи с уменьшением объемов оказанных услуг, убытками компаний в связи с дефицитностью тарифа и другими факторами. Такой подход способствует формированию благоприятного инвестиционного климата.

  При регулировании тарифов в газовой сфере учитываются основные подходы проконкурентной тарифной политики ФАС России. При регулировании учитываются бенчмарки по основным статьям затрат «техническое обслуживание», «диагностирование», «аутсорсинговые услуги», «норматив численности», «стоимость капитального ремонта» и пр. в расчете на 1 км газопровода, что позволяет исключить дискриминацию тарифного регулирования.

  При индексации основных статей затрат учитывался принцип «инфляция минус», т.е. статьи были проиндексированы на уровень меньше уровня инфляции.

  В 2017 году были пересмотрены тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам-отводам не принадлежащим ПАО «Газпром». Пересмотр этих тарифов был направлен, в том числе на исключение экономически необоснованных доходов регулируемых организаций и снижение перекрестного субсидирования.

  Так, например, на территории Республики Ингушетия тариф на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам-отводам был снижен более чем в 22 раза.

«В результате такого подхода удалось исключить необоснованные затраты ряда регулируемых организаций. Например, при пересмотре тарифа по транспортировке газа для ГРО* Омской области было выявлено и исключено трехкратное превышение ранее учтенных расходов над фактическими экономически обоснованными расходами. Среднее снижение размера плат за снабженческо-сбытовые услуги поставки газа составило 15%. Также был сокращен размер перекрестного субсидирования между потребителями», - отметил начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности Дмитрий Махонин.

  Таким образом, общее снижение (рост не более прогноза СЭР) тарифов в сфере газоснабжения оказало положительный синергетический эффект на смежные энергетические рынки использующие газ для производства энергетических ресурсов.


Примечание:
*ГРО - газораспределительная организация