• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Реклама создает впечатление о БАДе Хелинорм как о лекарстве

Пришла к выводу Комиссия ФАС России и признала распространение рекламы БАД «Хелинорм»  АО «НИЖФАРМ» в эфире ряда телеканалов нарушением п.1 ч.1 статьи 25 закона о рекламе.

В ФАС России поступило заявление Представительство частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б. В.» (Нидерланды) в г. Москва о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе биологически активной добавки к пище «Хелинорм», распространявшейся в июле - октябре 2016 года в эфире телевизионных каналов: «Первый канал», «ТНТ», «СТС», «Рен-тв», «Домашний», «СТС Love», «2X2».

Видеоряд рекламного ролика, героем которого является подросток, сопровождается сообщением диктора и подкрепляется текстом: «До 75% школьников являются носителями хеликобактер пилори. Нерегулярное питание и нагрузки могут спровоцировать их рост». Далее в ролике  показывается как мама дает подростку таблетку со словами «Поэтому я даю ребенку «Хелинорм», который помогает поддержать безопасный уровень хеликобактер пилори в организме».  Изображена и упаковка препарата с информацией,  что препарат «Выводит бактерии хеликобактер из организма и способствует профилактике болезней желудка».

Предупреждение о том, что «Хелинорм» не является лекарственным средством, сопровождает только видеоряд, в котором рассказывается о риске роста бактерий «Helicobacter pylori» в организме детей. 
Указание на то, что данный препарат является биологически активной добавкой в рекламе и на упаковке препарата отсутствует.

Размещенное на упаковке препарата «Хелинорм» утверждение о том, что препарат «Выводит бактерии хеликобактер из организма и способствует профилактике болезней желудка». Также, использованные в рекламе визуальные образы и словесные сообщения дают основание полагать, что применение препарата приведет к уничтожению патогенных бактерий, а значит, и предупредит возникновение факторов риска развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, сделала вывод Комиссия, рекламный ролик создает впечатление, что БАД «Хелинорм» обладает лечебными свойствами, а именно: может применяться для лечения и профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта, и является лекарственным препаратом. Такая реклама биодобавки нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».  

Рекламодателю ненадлежащей рекламы - АО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД» и рекламораспространителям - 
ОАО «Первый канал», АО «ТНТ - Телесеть», ООО «ТРК «2х2», ООО «АКЦЕПТ», АО «СЕТЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СТАНЦИЙ» выданы предписания о прекращения нарушения. Готовятся материалы для возбуждения дел об административных правонарушениях для определения  штрафов.

Справочно 
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Согласно части 6 и части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 25 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 8 октября 2012 г. «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает запрет в рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. При применении данной нормы судам следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил и норм 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» от 17.04.2003, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, биологически активные добавки используются в качестве дополнительного источника пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в т.ч. продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта в качестве энтеросорбентов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.