Иллюзия законности многоэтажной застройки или фокус с матрешками

Сфера деятельности: Контроль органов власти

08.12.2016г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) рассмотрела дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении мэрии г. Новосибирска в лице Управления по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска по факту нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела было установлено, что в 2014г. по результатам проведения мэрией г. Новосибирска аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по ул. Заслонова, победителем аукциона признано ООО СК «ВИРА-Строй», с которым заключен Договор аренды земельного участка площадью 72069кв.м. Видом разрешенного использования земельного участка по данному договору являются многоквартирные малоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками.

В том же году строительная компания обратилась с заявлением о переводе зоны Ж-2 (зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами) в зону Ж-1 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности). Позже Совет депутатов г. Новосибирска утвердил изменение жилой зоны застройки.

В марте 2016г. на основании заявления строительной компании и решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска было заключено дополнительное соглашение, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду по результатам открытого аукциона, был изменен на «многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; центральные тепловые пункты; трансформаторные подстанции». Теперь вместо малоэтажной застройки ООО СК «ВИРА-Строй» планирует возвести на данном земельном участке многоэтажный жилой комплекс «Матрешки на правом».

Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заключение данного дополнительного соглашения, изменяющего вид разрешенного использования земельного участка, противоречит положениям действующего законодательства и не могло быть осуществлено на основании прямого запрета, установленного ч. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ставит хозяйствующий в субъект в преимущественное положение на рынке жилых домов смешанной этажности (многоквартирных домов 14-18этажей) и привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия Новосибирского УФАС России признала мэрию г. Новосибирска в лице Управления по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также приняла решение об обращении с исковым заявлением в арбитражный суд.

Кроме того, в действиях должностного лица Управления по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Председатель Комиссии, заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Н.П. Камнева  отметила: «Изменение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в заключенный по результатам аукциона, в части изменения вида разрешенного использования такого земельного участка, не допускается законодательством. Кроме того, условия аукциона о целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка существенно влияют на принятие решения об участии в данном аукционе, поэтому изменение данного условия договора аренды от первоначального, ставит строительную компанию в преимущественное положение на рынке, так как все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги по строительству, соответствующие требованиям документации о торгах, могли участвовать в аукционе на право аренды земельного участка с видом разрешенного использования - многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; центральные тепловые пункты; трансформаторные подстанции».