ФАС отстояла в суде решение по делу контейнерных перевозчиков

7 сентября 2016 года Арбитражный суд города Москвы поддержал решение антимонопольного органа в отношении международных контейнерных линий.

Крупнейшие судоходные компании A.P.Moller-Maersk A/S (Дания), CMA CGM SA (Франция), Hyundai Merchant Marine Co., LTD (Корея), Orient Overseas Container Line Limited (Гонконг), Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Тайвань) обратились в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения ФАС.

 В конце 2015 года они были признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции путем совершения запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 гг.

ФАС России установила, что в 2012-2013 гг. информация об установлении надбавок к ставкам фрахта (General Rate Increase, GRI) публиковалась на интернет-сайте одного из перевозчиков, после чего остальные участники рынка устанавливали такие же надбавки. После очередного снижения ставок фрахта перевозчики снова относительно синхронно и единообразно устанавливали надбавку GRI с целью увеличения или поддержания цен. Таких случаев комиссия установила не менее 7 в 2012 году и не менее 9 в 2013 году.

На территории Российской Федерации подобные согласованные действия запрещены для хозяйствующих субъектов-конкурентов, совокупная доля которых на соответствующем товарном рынке превышает 20% и при этом доля каждого из которых на товарном рынке превышает 8%.

«Такие действия приводили к периодическому повышению цен и имели для потребителей негативный эффект. Такую позицию подтвердили большое количество опрошенных. Получая публичную информацию о том, что все ключевые участники рынка относительно синхронно и единообразно увеличивают базовую ставку фрахта, покупатель в ходе переговоров имел более слабые позиции, чем перевозчик. Наиболее негативный эффект от такого поведения формируется для средних и мелких потребителей, которые были вынуждены соглашаться с установленной надбавкой к ставке фрахта», - прокомментировал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Мухамед Хамуков.

Ежегодный контейнерный оборот из азиатских портов в Большой порт Санкт-Петербург составляет около 550 тыс. груженых контейнеров. Неоднократное введение надбавок в течение года на 250-950 долларов США за контейнер даже при их частичном или временном применении оказывает негативное влияние на внешнюю торговлю Российской Федерации и на стоимость товаров для российских потребителей.

При этом, необходимо отметить, что отечественные участники внешнеэкономической деятельности полностью зависят от качества и стоимости услуг зарубежных компаний, так как среди 16 контейнерных операторов на данном рынке нет ни одной российской компании.

Аналогичное дело рассматривалось Европейской Комиссией, по итогам расследования в 2016 году линейные перевозчики и Европейская Комиссия пришли к соглашению – перевозчики отказались от опубликования информации о GRI в том виде, как это практиковалось ранее.

«Это судебное решение подтверждает неотвратимость антимонопольного разбирательства даже для иностранных компаний в том случае, если они нарушают закон. Российский Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с участием иностранных юридических лиц, и совершаемым ими действиям, если такие действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации», - отметил начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев.

Справочно:

Грузовой базой в импорте при линейных контейнерных перевозках из Юго-Восточной Азии в Россию (Санкт-Петербург) является широкая номенклатура товаров народного потребления: одежда и текстильные изделия, бытовая техника и электроника, а также химические продукты, оборудование, комплектующие и запасные части, продукты пищевой промышленности, стекло и изделия из него и пр.

Грузовой базой в экспорте являются, помимо возвратного транспортного оборудования, бумага и картон, древесина и изделия из нее, минеральные удобрения, металлы и металлолом и пр.

 

 Пресс-служба ФАС России