Закрепление муниципальных объектов водоснабжения, теплоснабжения на праве хозяйственного ведения незаконно

16 августа 2016 года Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело о нарушении Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

18 декабря 2015 года  Приказом Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска №1196-од за МУП «Энергия» на праве хозяйственного ведения закреплены объекты теплоснабжения, водоснабжения.

Частью 1 статьи 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что передача прав владения и (или) пользования государственными или муниципальными объектами водоснабжения осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства.

При этом часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении определяет, в каких случаях передача прав на указанные объекты водоснабжения осуществляется по концессионному соглашению.

Частями 1, 3, 5 статьи 28.1 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" аналогичные нормы предусмотрены для объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Порядок заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества регулируется ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», которая устанавливает, что заключение таких договоров осуществляется на торгах за исключением указанных в статье случаев.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Закрепление Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска объектов теплоснабжения и водоснабжения на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергия» в нарушение действующего законодательства устранило иные хозяйствующие субъекты от возможности участия в конкурсах или аукционах на право заключение договора аренды указанных объектов (на право заключения концессионного соглашения), следовательно, привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынке указанных объектов.

Комиссия Новосибирского УФАС России признала Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска нарушившим части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», решила выдать ответчику предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения Департаменту необходимо отменить свой приказ №1196-од от 18.12.2015.