Игорь Артемьев на площадке ОЭСР рассказал про развитие антимонопольного законодательства и политики в Российской Федерации

15 июня 2016 года в г. Париже состоялось выступление руководителя ФАС России Игоря Артемьева в рамках заседания Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Выступление Игоря Артемьева было посвящено развитию конкурентного законодательства и политики в Российской Федерации.

В начале своего выступления Игорь Артемьев информировал участников Комитета по конкуренции ОЭСР о том, что в 2015 году ФАС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 получила функции по тарифному регулированию от упраздненной Федеральной службы по тарифам (ФСТ России). Таким образом, ФАС России становится экономическим макрорегулятором с большим количеством функций, которые, дополняя друг друга, дают синергетический эффект. Совмещение полномочий антимонопольного правоприменения, контроля государственных закупок и тарифного регулирования позволяет всесторонне оценивать ситуацию на рынке и выбирать наиболее эффективный способ реагирования на проявления монополистических действий.

Игорь Артемьев отметил, что тарифное регулирование ФАС России строится на основе про-конкурентных подходов, а главными принципами регулирования являются принципы оптимизации расходов в регулируемых отраслях, ориентации на интересах потребителей, обеспечения доступности инфраструктуры на недискриминационных условиях. Для того, чтобы регулируемая компания получила индексацию тарифа, отметил глава ФАС России, ей необходимо  разработать программы по снижению эксплуатационных, инвестиционных затрат, издержек финансово-хозяйственной деятельности, а также избавляться от непрофильных активов. «В тех секторах, которые фактически находятся в условиях конкуренции, мы настаиваем на прекращении тарифного регулирования», - отметил Игорь Артемьев.

Задаче развития конкуренции подчинены также все предлагаемые ФАС России меры по усовершенствованию системы государственных закупок и закупок крупных компаний, а также практическая работа по контролю и надзору за соблюдением законодательства в этой сфере.

В продолжение презентации Игорь Артемьев рассказал о выполнении рекомендаций Комитета по конкуренции ОЭСР, которые были даны Российской Федерации в 2013 году, когда антимонопольное законодательство и конкурентная политика в Российской Федерации были признаны соответствующими высоким стандартам этой организации. Большой вклад в выполнение данных рекомендаций внес «четвертый антимонопольный пакет» поправок в российское антимонопольное законодательство, который вступил в силу в январе 2016 года. «Четвертый антимонопольный пакет» содержит такие важные новеллы как отмена Реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35%, расширение институтов предупреждения и предостережения, а также важные процессуальные изменения, включая возможность коллегиального органа ФАС России пересматривать решения территориальных органов. Кроме того, Игорь Артемьев рассказал, что во исполнение Рекомендаций ОЭСР была устранена уголовная ответственность за повторное злоупотребление доминирующим положением, на постоянной основе происходит улучшение применения экономического анализа при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Особое внимание Игорь Артемьев уделил вопросам международного сотрудничества в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики. Он отметил, что ФАС России всегда открыта для сотрудничества с конкурентными ведомствами всего мира и для обсуждения ключевых вопросов в различных форматах, включая  ЕАЭС, СНГ, БРИКС, МКС, ОЭСР и ЮНКТАД.

Далее Игорь Артемьев информировал участников заседания о том, что 19 мая 2016 года в г. Санкт-Петербург был подписан Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики стран БРИКС. Данный документ выводит сотрудничество конкурентных ведомств стран БРИКС на совершенно новый уровень. В частности, данный документ предусматривает создание Рабочей группы по исследованию вопросов конкуренции в социально-значимых секторах экономики стран БРИКС.

«Входящие в состав Рабочей группы представители антимонопольных органов  стран БРИКС намерены приглашать на свои заседания глав крупнейших транснациональных корпораций для конструктивного диалога, определения путей пресечения недобросовестных практик ведения бизнеса и выработки лучших практик в интересах потребителей наших стран», - отметил Игорь Артемьев.

Продолжая рассказ о направлениях и приоритетах международного сотрудничества ФАС России, Игорь Артемьев подчеркнул, что одним из наиболее важных направлений является практическле сотрудничество с зарубежными конкурентными ведомствами при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. В качестве одного из примеров Игорь Артемьев назвал дело в отношении компании Google, по завершению рассмотрения которого ФАС России выдала Google предписание устранить нарушение закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС «Андроид». Арбитражный суд первой инстанции поддержал позицию россмйского конкурентного ведомства. В этой связи Игорь Артемьев отметил, что многие конкурентные ведомства могут быть заинтересованы в сотрудничестве в данной сфере, в понимании логики расследования и системы доказательств, использованных ФАС России при принятии решения по этому делу.

Кроме того, в 2015 году ФАС России рассмотрела дело в отношении  нескольких крупнейших мировых судоходных контейнерных компаний по признакам  согласованных действий на рынке контейнерных перевозок на направлении Юго-Восточная Азия – Санкт Петербург. По итогам расследования несколько крупнейших компаний мировых судоходных контейнерных линий были признаны нарушившими статью 11.1 Закона о защите конкуренции (согласованные действия). Аналогичное расследование проводили также Европейская Комиссия и Китайский антимонопольный орган. Однако, эффективный обмен информацией и координация действий при расследовании подобных дел затруднительны в связи с отсутствием международной правовой базы.

Вместе с этим, ФАС России в своей правоприменительной практике имеет примеры успешного взаимодействия с зарубежными конкурентными ведомствами. Таким примером является расследование картеля на оптовом рынке поставок лосося, семги и форели из Норвегии. Раскрытие данного картеля стало возможным  благодаря взаимодействию ФАС России и Конкурентного ведомства Норвегии. При расследовании заключения антиконкурентного соглашения между российскими компаниями-импортерами вьетнамского пангасиуса ФАС России активно сотрудничала с Конкурентным ведомством Вьетнама.

В заключении своей презентации Игорь Артемьев отметил, что в современных условиях эффективное правоприменение возможно только благодаря совместным усилиям конкурентных ведомств различных стран. И ФАС России всегда открыта к сотрудничеству по различным вопросам конкурентного законодательства, политики и правоприменения.

 

Пресс-служба ФАС России