Когда субсидии вне закона

19 ноября 2015 года Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации города Оби Новосибирской области. В результате установлено следующее.

 

Постановлением администрации города Оби Новосибирской области утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на содержание автомобильных дорог, пешеходных дорожек, тротуаров, элементов обустройства на них и сетей уличного освещения в города Оби Новосибирской области (далее – Положение), которое предусматривает выделение субсидий на поименованные виды деятельности.

 

При этом, работы, на выполнение которых выдаются указанные субсидии, соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относятся к вопросам местного значения.

 

Размещение заказов на их выполнение должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 01.01.2014 г. N 44-ФЗ  о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) путем проведения торгов, а не в порядке выделения субсидий.

 

Выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ, связанных с содержанием автомобильных дорог общего пользования местного значения, пешеходных дорожек, тротуаров, элементов обустройства на них и сетей уличного освещения и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу.

 

Часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на принятие органами местного самоуправлении актов, осуществление ими действий, которые влекут или могут повлечь недопущение, устранение, ограничение конкуренции.

 

Выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов предоставляет лицам, получившим такие средства преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, что является в соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией.

 

Указанное Положение администрации города Оби нарушает статью 20 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающую обязанность органа власти получить согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции. Предоставление хозяйствующим субъектам субсидий согласно Положению не соответствует целям предоставления муниципальных преференций в соответствии со статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции»

 

Кроме того, при рассмотрении данного дела установлено, что согласно Положению на получение субсидий вправе претендовать  только государственные и муниципальные унитарные предприятия, что может привести к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами разных организационно-правовых форм. Положением установлены нечеткие критерии определения лиц, имеющих право на их получение, что может привести к произвольному предоставлению субсидии и ограничению конкуренции.

 

 Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать администрацию города Оби Новосибирской области нарушившей части 1 статьи  15, статьи 19, статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции», выдать ответчику предписание об отмене либо изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство. Для его исполнения администрации города Оби Новосибирской области необходимо отменить указанное Положение либо внести в него изменения, приведя в соответствие с  антимонопольным законодательством.