ФАС уполномочен заявить

Теги: картели

Федеральная антимонопольная служба осваивается в новой роли мегарегулятора отечественной экономики

О том, как это происходит рассказывает замруководителя ФАС, доктор юридических наук Александр Кинёв.

- Александр Юрьевич, основные вопросы, которым ФАС сегодня уделяет первоочередное внимание?

- Я бы назвал дорожное строительство и строительство вообще. Сегодня этим темам мы уделяем достаточно большое внимание. Это связано с соответствующими поручениями, которые антимонопольная служба имеет от президента и председателя правительства. Проводятся проверки по всей стране. Выявляются факты нарушения антимонопольного законодательства. Возбуждаются соответствующие дела.

- Например?

- В качестве примера приведу дело, связанное с ремонтом и реконструкцией автодороги «Енисей» в Сибири. Среди нескольких компаний, которые обслуживали эту дорогу, мы выявили картельное соглашение. В настоящее время компании привлечены к ответственности. Общий размер штрафных санкций превысил несколько сотен миллионов рублей.

Также ФАС сегодня проводит проверку в отношении государственной компании «Росавтодор». Это крупнейший распорядитель бюджетных средств в области дорожного строительства.

- Есть сомнения в правильности проведения «Росавтодором» тендеров на строительство?

- Мы действительно проверяем компанию на предмет правильного и конкурентного проведения конкурсов при размещении государственных заказов на строительство и ремонт автодорог. Дело в том, что не все конкурсы, которые они проводят, являются, с нашей точки зрения, прозрачными и правильно организованными. Некоторые победители конкурсов выявляются не по объективным критериям. Часто ими становятся те, которые предлагают наивысшую цену. Все эти моменты мы сейчас и анализируем.

Дорожное строительство, строительство вообще - это как раз те отрасли, где государство тратит наибольшее количество средств как на федеральном, так и на региональном уровне. И одна из главных задач Федеральной антимонопольной службы - контроль за тем, чтобы эти средства рационально и правильно использовались.

- Если неправильно, то с помощью каких, например, ухищрений?

- Самое опасное - картельный сговор. То есть антиконкурентное соглашение. Когда, скажем, компании встречаются, условно говоря, в ресторане, в бане, в кулуарах и договариваются о том, что с определенного дня на определенную сумму будут повышены цены на те или иные товары или услуги. Таких антиконкурентных соглашений мы фиксируем порядка двухсот за год. Еще столько же мы фиксируем соглашений, где одним из участников являются органы власти. Здесь как раз и имеют место коррупционные проявления.

- Каким образом вы выходите на их след?

- У нас есть право проводить внезапные проверки, входить в помещение любого хозяйствующего субъекта, любого органа власти без предупреждения, если есть основания считать, что этот хозяйствующий субъект или организация являются участником картеля. Знакомимся с любой информацией, какая находится в организации, как на бумажных, так и электронных носителях. Нередко в ходе таких проверок мы обнаруживаем письменные картельные соглашения - с печатями, с подписями, где компании договариваются об установлении цен, о том, как они будут делить рынок, распределять между собой торги и т.д.

Две трети картельных соглашений - это сговоры на торгах, когда участники одного рынка договариваются между собой о порядке участия в них: ты выигрываешь эти торги, я выигрываю те; или - я выигрываю и беру тебя на субподряд и т.д. Формы сговоров могут быть самые разнообразные.

- Ваша оценка состояния дел с госзакупками в России по сравнению с другими странами?

- Должен сказать, что Россия является одной из стран, где контроль за государственными закупками налажен наиболее четко. По многим позициям мы абсолютные лидеры. Есть такая организация, она называется «Международная конкурентная сеть», объединяет антимонопольщиков со всего света. Выпускает свой журнал «Компетишн ревью», который ежегодно составляет рейтинг антимонопольных органов мира. Сегодня мы занимаем в этом рейтинге место с 14 по 17-е. У нас оценка «хорошо».

В рейтинге за 2014 год мы, конечно, ожидали обнаружить некоторое снижение, потому что обстановка в мире в отношении России не очень благоприятная: тут и санкции, и формирование образа врага. Думали, что это как-то отразится на том, как эксперты оценивают работу одного из российских органов власти, и ждали, что нас куда-нибудь отодвинут. Напротив: получили максимально благоприятные оценки от всех международных экспертов.

- Хотите сказать, что у России есть шанс побороться за первенство в мировом антимонопольном состязании?

- Действительно, руководитель службы ставит перед нами задачу войти в ближайшей перспективе в десятку лидеров - до нее осталось совсем немного. Это одна из наших стратегических задач - стать одним из лучших антимонопольных органов мира.

- Вы говорите о высоких позициях антимонопольной службы страны в мировых рейтингах соответствующих ведомств. Однако рейтинги, свидетельствующие об уровне свободы конкуренции и предпринимательства в России, отражающие у нас степень экономической свободы вообще, традиционно очень низкие. Как бы вы объяснили этот парадокс?

- Мы и не говорим, что ситуация с конкуренцией у нас благоприятная. Наоборот, говорим о том, что уровень конкуренции в России недостаточный. Что конкуренцию в России необходимо развивать, защищать, и тех усилий, которые предпринимает для этого и антимонопольная служба, и правительство в целом, недостаточно. Ежегодно в правительстве России слушают доклад о состоянии конкуренции в стране. Каждый год мы традиционно говорим о том, что мер, предпринимаемых для развития конкуренции, мало, что малый бизнес надо поддерживать, что административные барьеры надо снижать, что количество предприятий должно расти, что органы власти должны меньше вмешиваться в хозяйственную жизнь и меньше использовать административный ресурс.

Когда я говорил об оценке, которую нам выставляют международные эксперты, я говорил именно об оценке работы Федеральной антимонопольной службы, а не об уровне конкуренции в России. И еще один немаловажный аспект, который необходимо держать в голове, когда мы говорим о различных международных рейтингах, это их политизированность и неясные первоначальные критерии, по которым выставляются те или иные оценки. На наш взгляд, это совершенно очевидно. Нельзя по тем или иным рейтингам объективно оценивать ситуацию в нашей стране, предварительно не оценив, кто же конкретно эти рейтинги присваивает.

- Вице-премьер правительства России Игорь Шувалов сегодня определяет статус ФАС чуть ли не вровень со статусом Центрального банка России. По сути, вы сделались таким же мегарегулятором в экономики, как и ЦБ. За счет чего?

- Я думаю, это итог поступательного движения. Одними из последних шагов в этом направлении явились решения президента и правительства страны о расширении полномочий Федеральной антимонопольной службы. Фактически мы вырастаем в два раза. Это связано с тем, что правительство решило ликвидировать Федеральную службу по тарифам и передать ее полномочия Федеральной антимонопольной службе. Надо отметить, что это уже второе подобное решение за последний год. Осенью прошлого года был ликвидирован Рособоронзаказ. Его полномочия также передали в ФАС России. И вот сейчас - ликвидация ФСТ и передача полномочий антимонопольной службе. Думаю, Игорь Иванович Шувалов имел все основания определить современный статус ФАС в качестве мегарегулятора отечественной экономики.

 

Пресс-служба ФАС России