• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Государственные сметные строительные нормативы должны быть доступны всем

Теги: картели

Сегодня, 18 августа 2015 года, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ФАУ «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС», ранее — ФГУ «ФЦЦС»), ООО «Госстройсмета», некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (НО «НАСИ»), ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив» нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции»1.

По мнению антимонопольного органа, между федеральными органами исполнительной власти и организациями было заключено антиконкурентное соглашение, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.

В рамках проводимого расследования ФАС России установила, что в марте 2008 года между Минрегионом России, ФГУ «ФЦЦС», ООО «Госстройсмета» было заключено соглашение, целью которого стало установление контроля над доступом к сметным нормативам и иной информации в сфере ценообразования в строительстве (индексам и средним сметным ценам), их распространением и использованием в личных интересах определенной группы лиц, аффилированной с руководством ФГУ «ФЦЦС».

Реализация антиконкурентного соглашения состояла из нескольких частей:

1) Закрепление за НО «НАСИ» исключительных прав на базы данных, содержащие государственные и территориальные сметные нормативы, извлечения из которых утверждались приказами Минрегиона России, Минстроя России, актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве государственных и территориальных сметных нормативов;

2) Распространение НО «НАСИ», ООО «Госнорматив», ООО «Госстройсмета» баз данных, содержащих государственные и территориальные сметные нормативы, исключительные права на которые в результате антиконкурентного соглашения стали принадлежать, НО «НАСИ»;

3) Лоббирование Минрегионом России и ФГУ «ФЦЦС» интересов НО «НАСИ», ООО «ГОССТРОЙСМЕТА» при «продвижении» программного комплекса сметных расчетов «ГОССТРОЙСМЕТА» в органах государственной власти, государственных предприятиях и учреждениях, коммерческих организациях.

«Сметные нормативы, индексы пересчета сметной стоимости и средние сметные цены являются основным ресурсом для входа на рынок разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, - сказал Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России. - Разработчикам сметных программ были созданы искусственные препятствия, трудности в доступе к Государственным сметным нормативам. Инженеры-сметчики были лишены возможности оперативно получить госнормативы в требуемом формате, необходимые для проведения расчетов».

Кроме того, по мнению Комиссии ФАС России, помимо ограничения конкуренции соглашение фактически привело к передаче частным организациям вопросов ценообразования, определения размера вознаграждения по государственным контрактам на капитальное строительство, снижению государственного контроля, создавало условия для злоупотреблений и коррупции. Комментируя итоги рассмотрения дела заместитель руководителя ФАС России Александр Кинёв отметил, что «сама ситуация, при которой функции по разработке государственных нормативов, используемых для расчета расходов средств федерального бюджета при капитальном строительстве, передаются в частные руки недопустима. Получается, что частное лицо может самостоятельно решать, сколько для государства будет стоить тот или иной объект».

В отношении Министерства регионального развития Российской Федерации и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству дальнейшее делопроизводство прекращено в связи ликвидацией первого и преобразованием второго в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

ФАС России выдала Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что в действиях руководства государственных организаций усматриваются признаки должностных преступлений, решение и материалы дела будут направлены в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 285, 286 и 289 УК РФ. Копия решения и материалы дела также будут направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.

Справка

1В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пресс-служба ФАС России