Основная часть обращений касается повышения цен на сахар, гречку, мясо

Об этом 18 февраля 2015 года рассказала заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Наталья Камнева на пресс-конференции в пресс-центре ГТРК-Новосибирск «Встречи на Вертковской», посвященной результатам мониторинга цен на товары и услуги в Новосибирской области.

Напомним, что в соответствии с поручением ФАС России от 12.08.14г. № ИА/32275-ПР/14 антимонопольные органы согласно Постановлению Правительства РФ №778 от 07.08.2014 проводят следующие основные мероприятия по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»:

 

·         работа «горячей линии» для получения оперативной информации о фактах повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и продовольствие;

·         проведение еженедельного мониторинга оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров по утверждённому перечню. В него входит 11 наименований продовольственных товаров: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. Согласно письму ФАС России №ЦА/46527/14 от 17.1 1.14 в указанный выше перечень включена гречневая крупа.

 

Новосибирским УФАС России с 07.08.2014 года проводится мониторинг оптово-­отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров по утверждённому ФАС России перечню. Информация, полученная от 22 хозяйствующих субъектов региона (крупных поставщиков, производителей продовольственных товаров), еженедельно направляется в ФАС России.

Заместитель руководителя Управления разъяснила, каким образом проходят проверки, направленные на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства: «Контрольные мероприятия проводятся по результатам мониторинга при выявлении существенного повышения оптово-отпускных цен (более чем на 5% по отношению к предыдущему периоду), а также по поступившим на «горячую линию» и непосредственно в Новосибирское УФАС России обращениям о фактах повышения цен на продовольственные товары.»

 

Из полученных в ходе мониторинга данных стабильное повышение цен по какому-либо виду продовольственных товаров всеми поставщиками не усматривается. Причины изменения цен в сторону повышения у отдельных поставщиков различны, среди них изменение цен закупки товара (в частности по замороженной рыбе), увеличение отдельных статей затрат (в том числе расходов на упаковку продукции, на сырье для производства продукции), рост расходов на энергоносители, в том числе на тепловую энергию в связи с началом отопительного сезона), реализация продукции торговым сетям по ценам, которые были сформированы по результатам торгов (фрукты). Кроме того, необходимо отметить, что в рамках мониторинга поставщики представляют информацию о средневзвешенной цене на отдельный вид товара, поэтому зачастую изменение средневзвешенной цены, указанной в данных мониторинга, не связано с фактическим повышением цен на конкретные продукты, а обусловлено изменением ассортиментного ряда по данному виду продукции, например закупом и реализацией поставщиком более дорогих видов рыбы, либо сортов яблок.

Новосибирским УФАС России в период с августа 2014 по февраль 2015 года проведено около 10 проверок на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства при повышении цен на продовольственные товары в отношении крупных хозяйствующих субъектов, в том числе: ООО «Солвекс плюс» (рыба мороженная неразделанная, куры), ЗАО «Племзавод «Ирмень» (говядина), ООО «Фуд Планет» (капуста белокочанная), ООО «Кудряшовский мясокомбинат» (свинина), ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» (куры), ООО «Дары моря» (рыба мороженная неразделанная), ООО «ИмпортФрут-НСК» (яблоки), ООО «Новосибирская птицефабрика» (куры), ООО «Новосибирскрыба» (рыба). По результатам проведенных проверок в действиях вышеуказанных организаций признаков нарушения антимонопольного законодательства не выявлено.

 

В настоящий момент Новосибирским УФАС России возбуждено два дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившихся в необоснованно высоких темпах повышения отпускных цен на гречневую крупу с августа по декабрь 2014 года для торговых сетей и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Новосибирской области.

«В 2015 году планируется продолжение проверок по поступающим обращениям», - сообщила Наталья Камнева. С начала 2015 года в Новосибирское УФАС России поступило 50 обращений о повышении цен на продовольственные товары, из них 31 обращение поступило на «горячую линию». При этом отмечается рост числа обращений о повышении цен (для сравнения - в декабре 2014г. поступило 25 обращений). Основная часть обращений касается повышения цен на сахар, гречку, мясо. Также среди поступивших обращений существенный удельный вес приходится на обращения, связанные с изменением стоимости овощей, фруктов. По рассмотренным обращениям признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлены. В настоящее время в стадии рассмотрения находится порядка 15 обращений.