Решение проблем рынка услуг связи состоит не в установлении запретов, а в улучшении регуляторной среды

10 октября 2014 года, в рамках VI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России» представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) выступили в сессии «Антимонопольная политика на телекоммуникационном рынке».

Модераторы сессии: заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин и директор департамента управления регуляторными рисками МТС Андрей Рего.

Первой темой для обсуждения стали особенности регулирования телекоммуникационной отрасли в условиях развития «экосистем» и специфика конкуренции в эпоху глобализации рынков.

С докладом на эту тему выступил Евгений Соломатин, руководитель программы «МВА-телеком» бизнес школы «Мирбис». Говоря об эффективности регулирования, он отметил, что избыточное директивное регулирование может препятствовать развитию рынков и привлечению инвестиций в отрасль. Главным двигателем развития в телекоммуникациях была и остаётся конкуренция. На рынке услуг сотовой связи по индексу экономической концентрации, по степени проникновения лучше других показатели имеют США и Россия. Он также подчеркнул, что система государственного регулирования в США является мягкой, преобладают методы Ex-ante, в т.ч. методы антимонопольного контроля. К примеру, в США минимальна степень участия регулятора в отношения между операторами, она ограничивается разрешением спорных ситуаций. Также в США применяется режим межоператорского взаимодействия ВаК (Bill and Keep), при котором операторы связи не осуществляют друг другу выплат за завершения вызова. В Евросоюзе превалируют методы Ex-post, включая прямое тарифное регулирование. В том числе, на основе затратного подхода устанавливаются тарифы на завершение вызова. По факту институциональные условия функционирования и развития в сфере телекоммуникаций создают американцам конкурентные преимущества перед европейцами. 

«Рынок мобильной связи на современном этапе развития характеризуется конкуренцией на уроне «платформ». Для такого рынка необходима модель регулирования, поощряющая развитие партнерств и экосистемы в целом и стимулирующая не ценовую, а продуктовую конкуренцию», - подчеркнул Евгений Соломатин. Соглашаясь в целом с выводами доклада, модератор сессии Анатолий Голомолзин, комментируя последнее высказывание докладчика, отметил, что отдавать предпочтение какому-либо из видов конкуренции не целесообразно. Необходимость гибкого реагирования на стремительно меняющуюся ситуацию на рынке подскажет его участникам, какой из видов конкуренции, в частности ценовой или продуктовой, окажется востребованным в нужный момент.

С докладом выступил Мамука Мархулия, директор по корпоративным вопросам и правовой поддержке Tele2. «Компания, которая, - как отметил модератор секции Анатолий Голомолзин, - всегда оказывала максимальное конкурентное давление на «большую тройку» на российском рынке, и которая, в силу участия в её уставном капитале европейского оператора, имеет и опыт взаимодействия с европейскими регуляторами». 

В начале своего выступления, М. Мархулия подчеркнул неизменность своей позиции по следованию принципам конкуренции на рынке услуг связи. Говоря об опыте Евросоюза, докладчик отметил: «Как правило, в ЕС при наличии дилеммы: Потребитель или Компания, которая оказывает услуги, в конечном итоге предпочтение отдается потребителю. Это правильно, но для того, чтобы решение оказалось взвешенным, необходимо учитывать и мнение акционеров, а это интересы не только крупного капитала, но также и самого широкого круга населения Европы».

Мамука Мархулия также ознакомил участников сессии с новостями о проводимых в Европе торгах по LTE, а также с подходом европейских Регуляторов к купле-продаже или обмену радиочастотного спектра. В частности, речь идёт о том, что с целью вхождения на рынки услуг связи новых игроков, усиления конкурентного воздействия на действующих, происходит дробление лотов и увеличение количества диапазонов частот.

Далее Анатолий Голомолзин рассказал об основных принципах регулирования единого рынка связи. «Важно, чтобы меры, направленные на создание условий функционирования единого рынка связи, носили комплексный характер, и их реализация происходила последовательно и поэтапно», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России. К числу основных принципов регулирования единого рынка связи, обеспечивающих условия конкуренции, Анатолий Голомолзин отметил технологическую нейтральность и сетевой нейтралитет. 

Принцип технологической нейтральности должен сквозным образом проходить через все правила регулирования единого рынка связи, включая:

Правила оказания услуг связи, без деления на фиксированную и подвижную связь;

Лицензирование, с сокращением числа лицензируемых видов деятельности;

Предоставление универсальных услуг связи;

Присоединение и взаимодействие сетей связи.

Принцип сетевого нейтралитета должен характеризоваться:

Равным отношением к контенту и недопустимости дискриминации пропуска контента в зависимости от его принадлежности;

Открытым информированием абонентов и провайдеров о применяемых случаях управления трафиком в технологически обоснованных случаях.

Особое внимание Анатолий Голомолзин уделил вопросам универсальных услуг связи и вопросам оказания услуг связи с использованием роуминга. 

Мировой опыт, в том числе опыт Евросоюза, СНГ говорят о необходимости развития не коллективных, а персонифицированных универсальных услуг связи (голосовая телефония и широкополосный доступ (ШПД) в Интернет, доступные для всех по цене и качеству), оказываемых без ограничений по используемым технологиям (принцип технологической нейтральности). Вызывает огромные сомнения эффективность и обоснованность расходования огромных сумм (порядка 70 млрд. рублей за 10 лет) на эксплуатацию пунктов коллективного доступа в интернет и к таксофонам. Порядка четверти всех таксонов в России вообще не генерирует трафика, т.е. они не работают, а стоимость их услуг не на проценты, не на десятки процентов, а на два порядка (!?) выше, чем в конкурентных сегментах рынка. 

Анатолий Голомолзин привёл в пример Белоруссию, где Белтелеком предоставляет персонифицированные универсальные услуги. Проникновение ШПД в сельской местности постоянно растёт и уже составляет порядка 18%. При этом уже последние 2 года компания вообще не получает средств из фонда универсальной услуги, а развитие осуществляется за счёт того, что универсальные услуга стала коммерчески окупаемой. Это происходит, в том числе, за счёт того, что предоставление современного ШПД сопровождается развитием IP-телевидения (за последние годы почти миллион домохозяйств в Белоруссии). Белтелеком ежегодно удваивает инфраструктуру для Интернет приложений, исходя из постоянно возрастающих потребностей и понимания того, что уже в ближайшем будущем каждый житель страны будет жить в «умном доме», а бизнес будет развиваться на инновационных технологиях. Как результат разных подходов – в Белоруссии имеет место примерно 5% ежегодный прирост абонентов фиксированной связи, а в России абонентская база Ростелекома сокращается примерно на 3-5% в год. Строительство в России новых сетей, предназначенных лишь для пунктов коллективного доступа, ведёт к существенному снижению эффективности огромных инвестиций (90 млрд. рублей за 10 лет). В России необходимо скорректировать телекоммуникационное законодательство исходя из понимания того, что назначение универсальных услуг связи состоит как в возможности многовариантного удовлетворения базовых индивидуальных потребностей, так и в создании предпосылок для жизни и экономики будущего.

Кирилл Степаненко, директор департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи рассказал о совместном использовании частот и о дополнительных возможностях для участников рынка. «По своей сути это самая большая инициатива с точки зрения регулирования в этом году и самое ожидаемое рынком изменение. Это второй важный шаг на пути решения проблемы цифрового неравенства в России», - заявил он.

Следующий вопрос сессии, посвященный законопроекту о запрете подмены номеров осветил в своем докладе Евгений Васильев, генеральный директор МТТ групп. Про изменения в закон «О связи», в части требований к массовым рассылкам рассказал руководитель по взаимодействию с контролирующими органами «Мегафон» Дмитрий Абрамов. Участники заседания разошлись в оценке действенности этих законодательных актов. Единой была точка зрения всех участников сессии о том, что решать отдельные возникающие проблемы на рынке услуг связи путём установления запретов или жестких обязательств не является результативным. Кардинальное решение имеющихся проблем состоит в качественном улучшении регуляторной среды в целом, снятии административных и экономических барьеров, развитии конкуренции, внедрении принципов технологической нейтральности, сетевого нейтралитета. 

Основные итоги заседания Экспертного совета по связи при ФАС России по вопросу обеспечения доступа операторов связи в жилые дома легли в основу доклада начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрия Рутенберга по вопросу «Обеспечение доступа операторов связи в жилые дома: новый подход антимонопольного ведомства».

Его дополнил своим выступлением Андрей Рего, затронув проблемы обеспечения оборудования связи в жилых домах электроэнергией.

 

Конференция организованна некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции» и газетой «Ведомости» при поддержке Федеральной антимонопольной службы.

Ежегодно антимонопольная конференция собирает представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, а также ведущих юристов и экономистов для обсуждения состояния антимонопольной политики на современном этапе и соответствия антимонопольного законодательства лучшим мировым стандартам.