От 20 до 60 % общей емкости элеваторов в различных регионах России не используются

Такая недогрузка элеваторных мощностей была выявлена Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в ходе анализа рынка услуг по хранению и складированию зерна. Уже в 2012 году объем хранения зерна на элеваторах составлял всего 45,72% от показателя 2008 года. В Ставропольском крае, например, более 75% от числа опрошенных сельхозпроизводителей сообщили, что хранят зерно в своих хранилищах. 

Причиной этому служит отсутствие достаточных финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей для использования услуг элеваторов. При этом хранение зерна в хозяйствах значительно снижает его качество, а значит, и цену, поэтому зерно стараются незамедлительно продать после сбора. Однако и в таком случаи сельхозпроизводители значительно теряют в цене.

Для решения этой проблемы предполагается использовать финансовые инструменты, которые, в свою очередь, позволят использовать документы на зерно в качестве залогового документа при получении кредита в банке. Минсельхоз России уже подготовил соответствующий проект федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования».

«Принятие этого законопроекта расширит доступ сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам, будет способствовать большей загрузке элеваторных мощностей, а также обеспечит сохранение качества зерна при его правильном хранении», – отметила начальник Управления контроля химической промышленности и АПК ФАС России Анна Мирочиненко.

Кроме того, анализ показал, что на рынках хранения и складирования зерна произошло усиление экономической концентрации. Если в 2006 году к низкоконцентрированному типу рынка с развитой конкуренцией относились территории Белгородской, Волгоградской, Липецкой, Самарской, Саратовской, Пензенской, Курганской, Курской, Тамбовской, Воронежской, Ростовской областей, а также Краснодарского и Ставропольского краев, то в этот раз такой тип рынка ФАС России выявила только на территориях Краснодарского края, Воронежской, Новосибирской и Омской областей.

Другая проблема на этом рынка связана с зерном интервенционного фонда, которое реализовывается государством в рамках государственных товарных интервенций (интервенции осуществляются для того, чтобы цены на рынке отражали сбалансированный спрос). Стоимость услуг по хранению такого зерна регулируется государством, однако стоимость его отгрузки устанавливается уже самим элеватором, причем оказать такую услугу может только элеватор-хранитель. 

В результате, с учетом полученных данных, ФАС России приняла решение усилить контроль за ситуацией на этом рынке, особенно за действиями элеваторных комплексов, входящих в вертикально и горизонтально интегрированные структуры. Как правило, они имеют конкурентные преимущества перед другими участниками рынка, которые могут быть использованы ими как инструменты недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции на смежных рынках.

С полным текстом анализа можно ознакомиться здесь.

Пресс-служба ФАС России