Ростехнадзор ограничивает конкуренцию на рынке образовательных услуг

23 января 2014 года Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Сибирского управления Ростехнадзора.

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение НОПУ «Межрегиональной учебный центр», которое сообщило, что с августа 2013 года Сибирское Управление Ростехнадзора прекратило работу комиссий  по проверке знаний норм и правил технической эксплуатации электро- и теплоустановок, работающих при учебных центрах, включая заявителя. В дальнейшем указанные комиссии были созданы в нескольких учебных центрах. К НОПУ «Межрегиональный учебный центр» управление Ростехнадзора предъявило в качестве условия создания такой комиссии требование о прохождении кандидатов в члены комиссии внеочередной проверки знаний норм и правил технической эксплуатации электро- и теплоустановок в действующей комиссии Ростехнадзора. Данное требование обосновано низким уровнем знаний персонала, прошедшего обучение в учебных центрах.

 

Несмотря на то, что заявитель выполнил требование Ростехнадзора, комиссия по проверке знаний норм и правил технической эксплуатации электро- и теплоустановок в НОПУ «Межрегиональный учебный центр» до настоящего времени не создана. При этом указанные комиссии работают в ряде учебных центров. К ним также Ростехнадзором предъявлено требование о прохождении членами комиссии внеочередной проверки знаний  норм и правил технической эксплуатации электро- и теплоустановок в комиссии Ростехнадзора. Однако, данное требование не препятствовало созданию и продолжению работы указанных комиссий в учебных центрах, в отличии от НОПУ «Межрегиональный учебный центр», в котором такая комиссия не создана.

 

Наличие в образовательном центре, осуществляющем обучение электротехнического персонала, комиссии по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках способствует привлекательности оказываемых им услуг, поскольку обучающиеся имеют возможность пройти проверку знаний в самом учебном центре, не обращаясь в Ростехнадзор. В соответствии  с пунктом 8 части 1 статьи 15 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции»  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий.

 

 

Требование Сибирского управления Ростехнадзора к заявителю НОПУ «Межрегиональный учебный центр» о проведении внеочередной проверки знаний норм и правил работы в электроустановках в действующей комиссии Сибирского управления Ростехнадзора у представленных кандидатов в члены комиссии в качестве условия создания такой комиссии ставит заявителя в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующими субъектами, которым такое условие при создании указанных комиссий не ставилось.

 

Данное обстоятельство  может привести к ограничению конкуренции между организациями, оказывающими образовательные услуги в области норм и правил технической эксплуатации электроустановок.

 

Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать Сибирское Управление Ростехнадзора нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»; выдать ему предписание о совершении действий, направленных на развитие конкуренции, для чего создать равные условия (наличие/отсутствие комиссии по проверке знаний норм и правил технической эксплуатации электро- и теплоустановок) для организаций, обратившихся для создания указанной комиссии.

 

Вопросы по телефону: 223-09-49