Наталия Яковенко: «Рынок железнодорожных перевозок нуждается в создании коммерческой инфраструктуры, которая будет направлена на всех участников перевозочного процесса»

Сегодня, 19 сентября 2013 года, состоялся Семинар-конференция на тему: «Государственное регулирование рынка грузовых железнодорожных перевозок». Участники обсудили вопросы государственного регулирования рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также перспективы развития сегмента регулярного грузового движения.

Открыл мероприятие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин. 

С докладом на тему «Антимонопольное регулирование на железнодорожном транспорте в 2011-2013 годах, и задачи развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок» выступила заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России Наталия Яковенко. 

ФАС России и ее территориальные органы за последние 2 года рассмотрели более 150 дел в отношение ОАО "РЖД". Наталия Яковенко рассказала о наиболее частых нарушениях со стороны монополиста, приводя различные примеры. "Все эти дела в большей части имеют положительную судебную практику. Даже если дело проиграно в суде, не редко встречаются случаи, когда не смотря на это положительный эффект для рынка достигается", - отметила Наталия Яковенко.

С 2012 года вступил в действие новый институт антимонопольного воздействия - предупреждения. ОАО "РЖД" было выдано 4 предупреждения, все они были исполнены. "Возбуждение дела - это трудоемкий процесс, который требует времени, а учитывая, что решения ФАС России зачастую обжалуются в суде, то это становится вопрос многих месяцев. Система предупреждений позволяет нам не только сократить количество дел, но что самое важное, она позволяет исправлять ситуацию на рынке в максимально сжатые сроки", - подчеркнула докладчик.

Особое внимание в своем докладе Наталия Яковенко уделила мероприятиям по развитию конкуренции в сфере ж/д перевозок, которые разработала ФАС России:

• Совершенствование законодательства в сфере грузовых перевозок, с учетом гармонизации в рамках ЕЭК и сложившейся рыночной ситуации;

• Создание коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок;

• Обеспечение недискриминационного доступа к железнодорожным перевозкам;

• Поэтапное прекращение государственного регулирования тарифов на грузовые перевозки в конкурентных секторах;

• Развитие мощностей для производства среднетоннажных универсальных контейнеров.

«В настоящее время ОАО «РЖД» владеет почти всей сетью железных дорог общего пользования, а также почти всем парком магистральных локомотивов и системой управления движением. Однако, в других составных сегментах железнодорожного транспорта, в частности предоставление вагонов, существенные доли принадлежат иным собственникам. По мнению ФАС России, уже давно назрела необходимость реформирования и перехода на рыночные взаимоотношения в сфере ж/д транспорта, а обязательным условием при формировании коммерческой инфраструктуры должна стать ее ориентированность на всех участников перевозочного процесса», - заявила Наталия Яковенко.

20 сентября 2013 года, состоится продолжение Семинара - конференции, где будут обсуждаться вопросы развития регулярных грузовых железнодорожных перевозок.

Пресс-службы ФАС России