Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области за 2009-2011 гг.

 

Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области за 2009-2011 гг.

I. Общие положения.

Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок), во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», а также Приказа ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66».

Анализ проводился в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

В ходе проведённого анализа использовалась информация, представленная Государственным бюджетным учреждением «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», Федеральным казенным учреждением «Федеральное Управление Автомобильных Дорог «СИБИРЬ» Федерального дорожного агентства», а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

 

II. Временной интервал исследования.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России, Планом работы ФАС России, а также  Приказом ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66» временным интервалом анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов, путепроводов является 2009-2011 гг.

 

III. Продуктовые границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России в целях проведения данного анализа продуктовыми  границами рассматриваемых рынков будут являться:

- услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог;

-услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

 При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов), а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

Согласно заключениям экспертов (п.1.5,п.3.6 Порядка): Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, Инспекции Государственного строительного надзора Новосибирской области и Управления государственной вневедомственной экспертизы Новосибирской области существуют особенности при разработке конструкторской и технологической документации для проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и работ по строительству, реконструкции и капитальному  ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, а также разница в знаниях, навыках (профиле) специалистов, необходимость  в применении  специальной техники.  Исходя из этого, услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов не являются взаимозаменяемыми и рассматриваются в данном анализе как разные товарные группы.

Таким образом, в соответствии с методическими рекомендациями ФАС России, а также с учётом мнения экспертов  продуктовыми границами исследуемых рынков являются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 

IV. Определение географических границ товарных рынков.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России, Планом работы ФАС России, а также  Приказом ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66», а также в целях проведения настоящего исследования географические границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов определены административными границами субъектов Российской Федерации, в соответствии с этим географические границы данного исследования не выходят за пределы Новосибирской области.

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1)              автомобильные дороги федерального значения;

2)              автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

3)              автомобильные дороги местного значения;

4)              частные дороги.

Новосибирским УФАС России проводится анализ рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей – тоннелей, мостов и путепроводов федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. Частных дорог в географических границах Новосибирской области нет.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог представлены в таблице №1 Приложения, сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов представлены в таблице №2 Приложения.

За период 2009-2011 годы выявлены группы лиц, в которые входят хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов Новосибирской области.

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

Расчет общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов (объем продаж) на территории Новосибирской области за 2009-2011гг. и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществлялся на основании суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам.

Суммарная стоимость выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (таблица 1 Приложения) за период 2009-2011гг. на территории Новосибирской области составила <……> руб.

Наиболее крупным подрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог по заключенным государственным и муниципальным контрактам на территории Новосибирской области за период  2009-2011гг.  является <……>, его  доля на этом рынке составила <……>.

 

Суммарная стоимость выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов  (таблица 2 Приложения) за период 2009-2011гг. на территории Новосибирской области составила <……> руб.

Наиболее крупным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт тоннелей, мостов и путепроводов по заключенным государственным и муниципальным контрактам на территории Новосибирской области за период 2009-2011гг. является группа лиц в составе: <……> и <……>, доля группы лиц на исследуемом рынке составила <……>.

 

VII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

Выявление барьеров входа на рынки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов было проведено путем анкетирования хозяйствующих субъектов – участников указанного рынка. Обобщенные результаты анкетирования приведены в таблице  3 Приложения.

 

VIII. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Для определения уровня концентрации рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта мостов, тоннелей, путепроводов необходимо определить коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

Особенность данного анализа заключается в том, что согласно методическим рекомендациям осуществлялся расчет долей подрядчиков, выполнивших работы по заключенным государственным и муниципальным контрактам отдельно по каждому рынку.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог  уровень концентрации (CR3) в 2009 – 2011 гг. составил <……>. Индекс рыночной концентрации HHI в 2009 – 2011 гг. составил <……>. Согласно п. 7.2 Порядка при 45%< CR3<70% и 1000< HH 1<2000 рынок следует считать рынком умеренной концентрации.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта мостов, тоннелей и путепроводов уровень концентрации CR3 в 2009 – 2011 гг. составил <……>. Индекс рыночной концентрации HHI в 2009 – 2011 гг. составил <……>. Согласно п. 7.2 Порядка при 70%<CR3<100% и 2000<HH1<10000 рынок следует считать рынком высокой концентрации.

Наиболее значимыми барьерами в сфере дорожного строительства участниками рынка отмечены: крупная сумма задатка и отсутствие аванса. На вопрос: «С какими проблемами сталкиваются строительные организации при осуществлении строительства, реконструкции, капительного ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов» были отмечены такие затруднения, как низкое качество проектно-сметной документации, приобретение и доставка материалов (инертных, железо-бетонных конструкций), слабая проработка проектной документации строительства дорог, мостов.

В качестве преодолимости барьеров входа на рынки строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов участники рынка указали следующие: «при заключении Государственных контрактов для обеспечения исполнения контракта не искать банковские гарантии и поручителей, а внести изменения в законодательство и использовать в качестве поручителя СРО».

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог является рынком умеренной концентрации, а рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта тоннелей, мостов и путепроводов является высококонцентрированным в отношении работ, выполняемых подрядчиками самостоятельно.

По результатам исследования рынков строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области в 2009-2011 гг., которое проводилось по дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, было установлено, что частных автомобильных дорог на территории Новосибирской области нет.

По мнению участников рынка переход от лицензирования к институту саморегулирования является важным и необходимым шагом для развития в области строительства, но приводит к дополнительным расходам, что увеличивает себестоимость выполняемых работ.

Таким образом,  на основании проведенного анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов, было выявлено, что группа лиц <……> занимает доминирующее положение с долей <……> на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов в географических границах: Новосибирская область, за период 2009-2011гг.

На основании изложенного, предлагаю включить группу лиц <……> в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по товарной группе «услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов» в географических границах Новосибирской области с долей более <……>.

Файлы для скачивания

Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов за 2009-2011 гг
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.06 МБ