Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории г. Новосибирска за период 2009 – 2010гг.

I. Общие положения.

Анализ рынка услуг по теплоснабжению проводился в соответствии с пунктом 2.2 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденному приказом ФАС России от 27.09.2010 № 551 (далее – План работы ФАС России) в соответствии с методическими рекомендациями по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению (далее – методические рекомендации ФАС России), а также в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Цель анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению.

В ходе проведённого анализа использовалась информация, представленная Департаментом по тарифам Новосибирской области, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по теплоснабжению на территории г. Новосибирска.

 

II. Временной интервал исследования рынков услуг по теплоснабжению.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России и Планом работы ФАС России временным интервалом анализа рынка услуг по теплоснабжению является период 2009 – 2010гг.

 

III. Продуктовые границы рынка услуг по теплоснабжению.

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения.

В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, рынок теплоснабжения принадлежит к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Наиболее распространенными схемами предоставления услуг по теплоснабжению в 2009г., 2010г., определёнными при проведении данного анализа, являлись:

- схема сбыта тепловой энергии через перепродавца. В таком случае генерирующая организация продает тепловую энергию перепродавцу, который осуществляет теплоснабжение конечного потребителя. По такой схеме осуществляли реализацию тепловой энергии в обозначенный период 45% (19 хоз. субъектов) производителей тепловой энергии в г.Новосибирске, из них 11 производителей реализовали тепловую энергию как через посредников, так и напрямую конечным потребителям, 8 - только через посредников;

- схема предоставления услуг теплоснабжения напрямую (без посредников) конечному потребителю с использованием собственных (арендованных) сетей. По такой схеме осуществляли реализацию тепловой энергии в обозначенный период 55% (23 хоз. субъекта) производителей тепловой энергии в г. Новосибирске, из них 1 хоз. субъект (ФГУП ПО «Север») произведённую тепловую энергию использовал только для собственных нужд предприятия, а приобретённую использовал для собственных нужд и реализовывал конечным потребителям.

Из 38 хоз. субъектов, реализующих тепловую энергию конечным потребителям, 34 хоз. субъекта (89%) являлись производителями тепловой энергии, 4 хоз. субъекта (11%) – перепродавцами.

 

IV. Географические границы рынка услуг по теплоснабжению.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России в целях проведения данного исследования географическими границами рынка услуг по теплоснабжению приняты административные границы муниципальных образований с численностью населения более 100 тысяч, а именно г. Новосибирск.

Однако следует учитывать, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в каждом конкретном случае географические границы рынка уточняются с учетом особенностей предоставления услуг по теплоснабжению, в частности, наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре, мнения потребителей.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по теплоснабжению в г. Новосибирске.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по теплоснабжению, включаются организации, осуществляющие производство и (или) продажу конечным потребителям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя, передачу тепловой энергии.

<…>

Наиболее крупным производителем тепловой энергии в г. Новосибирске в 2009г., 2010г. являлось ОАО «Новосибирскэнерго», <…>. ОАО «Новосибирскэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта (далее-Реестр) в географических границах, соответствующих административным границам г. Новосибирска, по товарной группе «Теплоэнергия» с долей более 65%. <…>.

Почти весь объём тепловой энергии ОАО «Новосибирскэнерго» реализовывало в обозначенный период перепродавцам. Наиболее крупным продавцом (перепродавцом) на этом рынке в указанный период являлось ОАО «СибирьЭнерго», которое реализовывало тепловую энергию конечным потребителям г. Новосибирска, передавая её по тепловым сетям ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» (ОАО «НГТЭ») до границ балансовой принадлежности тепловых сетей потребителей. ОАО «НГТЭ» использовало тепловые сети для передачи тепловой энергии на праве аренды имущества согласно договорам аренды с ОАО «Новосибирскэнерго» и МУП «Энергия».

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании данных об объеме тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.

Объем рынка определялся как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии в г. Новосибирске в 2009г., 2010г. <…>.

<…>

Наиболее крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию тепловой энергии в г. Новосибирске в указанный период, являлись ОАО «СибирьЭнерго<…>, и ГУП «УЭВ СОРАН», <…>. <…>.

ОАО «СибирьЭнерго» включено в Реестр в географических границах «г. Новосибирск, границы зоны деятельности ОАО «СибирьЭнерго», соответствующие балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», по товарной группе «реализация тепловой энергии в горячей воде» с долей более 50%.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга по передаче тепловой энергии относится к услугам естественных монополий. Учитывая, что согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим, расчет объема рынка, долей хозяйствующих субъектов, оценка состояния конкурентной среды на данном рынке не проводились.

<…>.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

 

Согласно методическим рекомендациям ФАС России для определения уровня концентрации рынка услуг по теплоснабжению в случае, если количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов составляет 15 и более, достаточно определить коэффициент рыночной концентрации CR3, рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. <…>

<…>. Согласно п. 7.2 Порядка <…> рынок следует считать рынком высокой концентрации.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок.

Выявление барьеров входа на рынок услуг по теплоснабжению было основано на проведении анкетирования хозяйствующих субъектов – участников этого рынка.

81% опрошенных указали на отсутствие экономических и административных барьеров входа на рынок услуг по теплоснабжению, в том числе административных ограничений, вводимых органами местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами указанных органов, в частности, таких как предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам.

19% опрошенных указали на наличие барьеров  входа на рынок, назвав следующие барьеры:

 - экономические барьеры: преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка; необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, ограниченную доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

Участники рынка считают эти барьеры непреодолимыми в связи с ограниченностью финансовых ресурсов, отсутствием развитых тепловых сетей, наличием крупного специализированного поставщика (производителя) тепловой энергии – ОАО «Новосибирскэнерго»;

- административные барьеры: административные ограничения, вводимые органами местного самоуправления и иными органами и организациями, наделёнными правами указанных органов, такие как предоставление льгот отдельным хоз. субъектам; условия лицензирования данного вида деятельности (высокая стоимость работ); регулируемые тарифы.

Для преодоления административных барьеров, по мнению участников рынка, необходимо: упростить процедуру защиты инвестиционных программ в органах регулирования тарифов, включить % за кредиты в состав утверждаемого тарифа.

Таким образом, на основании проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что для большинства участников рынка услуг по теплоснабжению отсутствуют барьеры входа на этот рынок, данный факт прежде всего связан с тем, что предоставление услуг по теплоснабжению для большинства субъектов этого рынка не является основным видом деятельности и осуществляется ими значительное время.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

На основании проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению на территории г Новосибирска за период 2009г., 2010г. можно сделать вывод, что этот рынок является рынком высокой концентрации, конкуренция развита недостаточно в связи с технологическими особенностями предоставления услуг по теплоснабжению, а также экономическими (ограниченность финансовых ресурсов) и административными барьерами (согласование тарифов).

 

Необходимо отметить, что с 01.01.2011г. в результате реорганизации ОАО «СибирьЭнерго» с одновременным присоединением выделившегося общества к ОАО «Новосибирскэнерго» функции теплоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по реализации тепловой энергии и горячей воды потребителям, переданы от ОАО «СибирьЭнерго» к ОАО «Новосибирскэнерго».

ОАО «Новосибирскэнерго» является правопреемником в отношении всех прав и обязанностей ОАО «СибирьЭнерго» по реализации тепловой энергии и горячей воды (договорам теплоснабжения, соглашениям о порядке расчётов за тепловую энергию и горячую воду и т.п.). В связи с этим будут внесены соответствующие изменения в Реестр.