Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области за 2008-2010 гг.

I. Общие положения.

Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

В ходе проведённого анализа использовалась информация, представленная Государственным бюджетным учреждением «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, Государственным бюджетным учреждением «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области», Инспекцией государственного строительного надзора по Новосибирской области, Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, администрациями муниципальных образований Новосибирской области, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

 

II. Временной интервал исследования.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России и Планом работы ФАС России временным интервалом анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов, путепроводов является 2008-2010 гг.

 

III. Продуктовые границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России в целях проведения данного анализа продуктовыми границами рассматриваемых рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе, мосты, путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

 При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство».

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

 

IV. Определение географических границ товарных рынков.

Определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж являются районы фактически выполненных работ.

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1.     автомобильные дороги федерального значения;

2.     автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

3.     автомобильные дороги местного значения;

4.     частные дороги.

Новосибирским УФАС России проводится анализ рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей – тоннелей, мостов и путепроводов, регионального, межмуниципального и местного значения, частных дорог в географических границах Новосибирской области нет.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на указанных выше рынках, не составляют между собой группы лиц.

 

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

Расчет общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области за 2008-2010гг. осуществляется на основании следующих показателей объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.

Наиболее крупным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог на территории Новосибирской области в 2008 году являлось ОАО «Сибмост», в 2009 году – ООО «Центрдорстрой», в 2010г. – ООО «ДорсибПлюс».

Наиболее крупным субподрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог на территории Новосибирской области являлось в 2008г.,2009г.  ЗАО «НерудЗапсиб», в 2010 г. - ООО «Фэцит».

Наиболее крупным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области в  2008г., 2009г., 2010г. является ОАО «Сибмост».

Наиболее крупным субподрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области в 2008 году является ООО «ПрофСтройКомплект», в 2009 году - ООО «Монолит», в 2010 году - ООО «Дорстроймост».

 

VII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

<…> Выявление барьеров входа на исследуемые рынки было проведено путём анкетирования хозяйствующих субъектов-участников этих рынков. Обобщённые результаты анкетирования приведены в приложении.

Стандарты и правила саморегулирования гибче норм, устанавливаемых государством. Участникам рынка легче адаптироваться к изменяющимся условиям в связи с тем, что появилась возможность выражать свое мнение относительно нормативно-правовых актов и вносить свои предложения в их содержание. Однако, участниками рынка было отмечено, что при переходе от лицензирования к институту саморегулирования ужесточились требования к квалификации и резко увеличились финансовые затраты подрядных организаций по вступлению в саморегулируемую организацию и их содержанию, что является достаточно обременительным для небольших строительных фирм и приводит к увеличению себестоимости выполняемых работ.

 

VIII. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Для определения уровня концентрации рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта мостов, тоннелей, путепроводов необходимо определить коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

Особенность данного анализа заключается в том, что согласно методическим рекомендациям осуществлялся расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков отдельно по каждому рынку.

Уровень концентрации определялся на основании стоимостного показателя в связи с тем, что он наиболее полно и реалистично отражает состояние конкурентной среды на этих рынках.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог уровень концентрации по долям генеральных подрядчиков составил <…>. Согласно п. 7.2 Порядка <…> рынок следует считать рынком высокой концентрации.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог уровень концентрации CR3 по долям субподрядчиков составил <…>. Согласно п. 7.2 Порядка при <…> рынок следует считать рынком умеренной концентрации.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта мостов, тоннелей и путепроводов уровень концентрации CR3 по долям генеральных подрядчиков <…>. Согласно п. 7.2 Порядка <…> рынок следует считать рынком высокой концентрации.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта мостов, тоннелей и путепроводов уровень концентрации CR3 по долям субподрядчиков составил <…>. Согласно п. 7.2 Порядка <…> рынок следует считать рынком умеренной концентрации.

Наиболее значимыми барьерами в сфере дорожного строительства участниками рынка отмечены: крупная сумма задатка и отсутствие аванса. На вопрос: «С какими проблемами сталкиваются строительные организации при осуществлении строительства, реконструкции, капительного ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов» были отмечены такие затруднения, как низкое качество проектно-сметной документации, приобретение и доставка материалов (инертных, железо-бетонных конструкций), слабая проработка проектной документации строительства дорог, мостов.

В качестве преодолимости барьеров входа на рынки строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов участники рынка указали следующие: «при заключении Государственных контрактов для обеспечения исполнения контракта не искать банковские гарантии и поручителей, а внести изменения в законодательство и использовать в качестве поручителя СРО».

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что рынки строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов являются высококонцентрированными в отношении работ, выполняемых генеральными подрядчиками и рынками с умеренной концентрацией в отношении работ, выполняемых субподрядчиками.

По результатам исследования рынков строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Новосибирской области в 2008-2010 гг., которое проводилось по дорогам регионального, межмуниципального и местного значения, было установлено, что частных автомобильных дорог на территории Новосибирской области нет.

По мнению участников рынка, переход от лицензирования к институту саморегулирования является важным и необходимым шагом для развития в области строительства, но приводит к дополнительным расходам, что влечет себестоимость выполняемых работ.