Анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Новосибирска за период 2009г. – 2010г.

 

I. Общие положения.

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению проводится в соответствии с пунктом 2.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 № 551 (далее – План работы ФАС России), в соответствии с методическими рекомендациями по анализу состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению (далее – методические рекомендации ФАС России), а также в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Цель Анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению.

В ходе проведённого анализа использовалась информация, представленная Департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынках водоснабжения и водоотведения на территории г. Новосибирска.

 

II. Временной интервал исследования рынков услуг по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России и Планом работы ФАС России временным интервалом анализа рынков услуг по водоснабжению и водоотведению является период 2009 – 2010гг.

 

III. Продуктовые границы рынков услуг по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России продуктовыми границами рынка является услуга водоснабжения и услуга водоотведения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Таким образом, водоснабжение и водоотведения представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.

 

IV. Географические границы рынков услуг по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России в целях проведения данного исследования географическими границами рынков услуг по водоснабжению и водоотведению приняты административные границы муниципальных образований с численностью населения более 100 тысяч, для Новосибирской области таким образованием является г. Новосибирск.

Однако следует учитывать, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в каждом конкретном случае географические границы рынка уточняются с учетом особенностей предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению, в частности наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), возможностей по доступу к инфраструктуре, мнения потребителей.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.

В случае если отдельные услуги, составляющие процесс водоснабжения или водоотведения (забор, подготовка, транспортировка и передача воды, сбор и транспортировка сточных вод), оказывают разные хозяйствующие субъекты, для целей настоящего анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, включаются лица, оказывающие услугу конечным потребителям.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Объем рынка водоснабжения определяется как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения. Наиболее крупным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по водоснабжению на территории г. Новосибирска, является МУП г. Новосибирска "Горводоканал".

Оценка объема рынка водоотведения осуществляется на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в м3. В данном анализе за емкость рынка принимается объем всех сточных вод, отведенных на очистные сооружения МУП г. Новосибирска "Горводоканал", т.к. при оказании услуг водоотведения хозяйствующими субъектами потребителям, осуществляется прием сточных вод, а затем передача их на очистные сооружения канализации МУП г. Новосибирска "Горводоканал".

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Согласно методических рекомендаций ФАС России для определения уровня концентрации рынка услуг по водоснабжению и водоотведению необходимо определить коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

На рынке услуг по водоснабжению: согласно п. 7.2 Порядка рынок следует считать рынком высокой концентрации.

На рынке услуг по водоотведению: согласно п. 7.2 Порядка рынок следует считать рынком высокой концентрации.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок.

Выявление барьеров входа на рынки услуг по водоснабжению и водоотведению было основано на проведении анкетирования хозяйствующих субъектов – участников указанных рынков. Так, более 46% опрошенных указали на отсутствие экономических барьеров входа на рынок услуг по водоснабжению, однако более 14% указали на необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, а также (более 14%) на ограниченную доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; более 10% отметили наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства); более 7% - преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями; более 3% - отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.

Более 78% опрошенных указали на отсутствие административных ограничений (барьеров), вводимых органами государственной власти и местного самоуправления, остальными участниками в равных долях (7,14%) отмечены в качестве таковых ограничений: условия лицензирования отдельных видов деятельности, квотирование, стандарты и предъявляемые к качеству требования (качество поставляемой воды, соответствие ГОСТам и пр.).

Более 78% опрошенных считают, что действующие на рынке услуг по водоснабжению хозяйствующие субъекты не создают барьеры входа на данный рынок, остальные (более 21%) указали, что инвестируя в убыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара, действующие хозяйствующие субъекты создают тем самым ограничения (барьеры) для новых участников рынка. Дополнительно участником рынка отмечено территориальное ограничение коммуникаций.

Преодолимость указанных выше барьеров большинством участников (13 из 16 участников) не оценена, однако двое представили ответы о том, что барьеры преодолимы, одним участником сделан акцент на финансовых ограничениях, как обстоятельство, затрудняющее преодоление указанных барьеров.

На рынке услуг по водоотведению более 42% опрошенных указали на отсутствие экономических барьеров входа, однако более 20% указали на необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, а также (более 12%) на ограниченную доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; более 8% отметили отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; остальными участниками в равных долях (более 4% соответственно) отмечены - издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации; наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства); преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

Более 64% опрошенных указали на отсутствие административных ограничений (барьеров), вводимых органами государственной власти и местного самоуправления, более 21% указали на экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов инфраструктуры; более 14% - условия лицензирования отдельных видов деятельности.

Более 78% опрошенных считают, что действующие на рынке услуг по водоснабжению хозяйствующие субъекты не создают барьеры входа на данный рынок, остальные (более 21%) указали, что инвестируя в убыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара, действующие хозяйствующие субъекты создают тем самым ограничения (барьеры) для новых участников рынка. Дополнительно одним участником рынка отмечено территориальное ограничение коммуникаций.

Преодолимость указанных выше барьеров большинством участников (13 из 16 участников) не оценена, однако двое представили ответы о том, что барьеры преодолимы, одним участником сделан акцент на финансовых ограничениях, как обстоятельство, затрудняющее преодоление указанных барьеров.

Таким образом, на основании проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что для большинства участников рынков услуг по водоснабжению и водоотведению барьеры входа являются несущественными, данный факт прежде всего связан с осуществлением деятельности в данных сферах значительное время. Однако стоит отметить, что другие участники рынков делают акцент прежде всего на экономическом аспекте при осуществлении своей деятельности на указанных рынках. Наиболее важными административными ограничениями для хозяйствующих субъектов на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Новосибирска являются прежде всего требования, предъявляемые к качеству воды, соответствие определенным нормам, а также экологические ограничения сбросов сточных вод. Такие административные барьеры, как предоставление органами власти льгот отдельным хозяйствующим субъектам, не отмечены.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Таким образом, на основании проведенного анализа рынков услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах территории г. Новосибирска можно сделать вывод, что рынок высококонцентрированный, конкуренция недостаточно развита. В настоящий момент нет оснований считать, что данные рынки перейдут в иное состояние. Это связано в первую очередь с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений для осуществления деятельности, а также наличием административных требований к качеству предоставляемых услуг (в т.ч. соответствие поставляемой воды нормам и стандартам и наличие оборудования для проведения очистных мероприятий сточных вод).

Основным фактором, ограничивающим конкуренцию на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению, является изношенность сетей водоснабжения и водоотведения, при этом постройка новых или реконструкция старых требует значительных капитальных вложений, окупаемость которых низка, кроме того следует учитывать и административные барьеры (согласование тарифов, обоснование необходимости строительства таких сетей, экологический фактор и пр.).