Информация для руководителей агропромышленного комплекса Новосибирской области и других заинтересованных лиц
В последнее время получила широкое распространение практика заключения соглашений между Союзами (ассоциациями), направленная на взаимодействие и координацию работы хозяйствующих субъектов, входящих в состав союзов (ассоциаций) в части установления или поддержания цен на агропромышленную продукцию.
В связи с этим Новосибирское УФАС России уполномочено довести до сведения всех заинтересованных лиц позицию ФАС России по этому вопросу.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается, в том числе, и некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, положения частей 1 и 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которыми запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности к росту или снижению цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, распространяются на соглашения между некоммерческими организациями, если такие организации осуществляют приносящую доход деятельность.
В целях недопущения нарушений положений Закона о защите конкуренции основными целями заключаемых соглашений должно являться выравнивание условий хозяйствования участников смежных рынков, путем снижения издержек по всей производственной цепочке.
В качестве меры по выработке индикативных показателей цен на агропродовольственном рынке, которые участники рынка могут использовать как ориентир при планировании своей производственно-хозяйственной деятельности, может использоваться выполнение союзом (ассоциацией) работ по систематическому мониторингу цен на агропродовольственных рынках и подготовка соответствующих аналитических отчетов. Отчеты должны содержать анализ сложившихся цен и прогноз по индикативным базовым ценам на последующие периоды.
При этом соглашения не должны содержать конкретные параметры цен на агропродовольственную продукцию, рекомендуемых участникам союзов и ассоциаций.
Не должны включаться в проекты соглашений положения, направленные на установление ли поддержание цен, разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи, ассортименту реализуемых товаров и другие положения, содержащие признаки недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
ФАС России обращает внимание на недопустимость координации действий хозяйствующих субъектов по присоединению к указанным соглашениям со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Такие действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в частности, установление ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары – являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и запрещены антимонопольным законодательством.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции недопустимо прямое участие в соглашениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности повышению, снижению или поддержанию цен.