О контроле за ситуацией на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов антимонопольными органами в Сибирском федеральном округе

 

Контроль за уровнем развития конкуренции на том или ином товарном рынке, проведение мониторингов цен на социально важные товары  является для антимонопольных органов одним из важнейших  способов получения достоверной информации, являются своего рода методом предупреждения нарушений, позволяют выстроить доказательную базу в случаях выявления нарушений.

Особенно пристальное внимание со стороны антимонопольных органов  заслуживали такие «стратегические» товары как  хлеб,  мука, лекарства, некоторые продукты питания, и нефтепродукты.   

Ситуация, складывающаяся на внутреннем рынке нефтепродуктов неоднозначная и дает достаточно серьезные основания для пристального внимания со стороны органов государственной власти. Эта ситуация вызвана совокупностью внешних и внутренних причин. Причем при обострении внешних причин более очевидными становятся  внутренние проблемы, которые оказывают существенное влияние на ситуацию на рынке, в том числе на цены на нефтепродукты.

Рынок нефти и нефтепродуктов в России является олигопольным. Он территориально поделен между крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями, которые доминируют по оптовым поставкам нефтепродуктов на региональные рынки. В розничной реализации ситуация несколько лучше и примерно половину потребностей рынка обеспечивается независимыми от ВИНК АЗС, деятельность которых, однако, достаточно жестко обусловлена условиями оптовых поставок все теми же ВИНК.

Тенденция ухудшения структуры рынка и повышение степени его концентрации связана, в том числе и с отсутствием организованной (биржевой) торговли нефтепродуктами. К сожалению, в ухудшении этой структуры свою роль сыграли и органы государственной власти. Упоминавшиеся повышения налогов и акцизов, а именно плоская шкала НДПИ и схема взимания акцизов, привели к тому, что с рынка вытеснялись независимые его участники, которые как раз и формировали необходимые условия конкуренции.

Цены растут и вследствие нарушений антимонопольного законодательства - злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке, в результате картельных сговоров, слияний и поглощений (в том числе враждебных), антиконкурентных действий региональных органов власти.

Значительное усиление контроля над ситуацией оптовых и розничных рынков нефтепродуктов со стороны антимонопольных органов началось с конца 2007 года. Летом 2008 года потребовалась  некоторая координация действий антимонопольных органов в регионах.

В этот же период,  Новосибирским УФАС России помимо мониторинга цен на нефтепродукты, проводимого по данным хозсубъектов, работающих на новосибирских оптовых и розничных  рынках, с июля 2008г. ведется еженедельный мониторинг розничных и оптовых цен на ГСМ в границах Сибирского федерального округа.

По представленной информации от территориальных органов ФАС России по Сибирскому федеральному округу Управлением были сведены данные по каждому ТО СФО по маркам бензина, дизельного топлива (по опту и рознице раздельно), построены графики. Также были построены графики отдельно для каждого вида автомобильного бензина, дизельного топлива, на которых отражено сравнение оптовых темпов роста на определенную марку с розничным темпом роста на эту же марку.

Еженедельное представление информации от территориальных органов ФАС России в СФО позволило оперативно отслеживать ситуацию на рынках, иметь представление о тенденциях, о мерах антимонопольного реагирования на нарушения со стороны участников рынка нефтепродуктов.

Тенденции по мониторингу:

- отмечается синхронность в изменениях уровней цен на ГСМ по маркам бензина, особенно это выражено на розничных ценах (то есть если рост, то рост по всем маркам, величина изменений может быть разной, но  рост  будет);

- изменения цен в розничном звене более «сглажено», более плавны, чем в оптовом звене;

- розничные цены до ноября  практически не снижались, даже если при этом происходило временное снижение  в оптовом звене;

- практически у всех территориальных управлений прослеживается тенденция снижения оптовых и розничных цен с конца ноября 2008г. (с двадцатых чисел, плюс минус неделя) до десятых чисел января 2009г. А, начиная с 11 января 2009г. наблюдается поступательный рост оптовых цена на ГСМ и дизельное топливо, цены же на розничном рынке нефтепродуктов на настоящий момент остаются неизменными, либо незначительный рост (до 15.02.2009г.).

Важно: отмечается тот факт, что снижение цен в розничном звене существенно отстает от темпов снижения цен в опте (период с ноября до первой недели января) без достаточных экономических оснований. Такие действия могут происходить в результате злоупотребления доминирующим положением или картельных сговоров компаний на региональных розничных рынках.

- динамика изменений цен, вектор изменений, схож по регионам;

- изменения происходят «волной» с запада на восток (то есть, со сдвигом во времени на 1-1,5 недели) и несколько «затухая» по амплитуде изменения  к  восточным регионам (то есть,   в Алтайском крае снижение составляет 18%, а в Забайкальском крае лишь 9-6%).

В 2008 году территориальными органами ФАС России в СФО  возбуждено 45 дел, в отношении  120 хозсубъектов,  вынесено 24 постановления о привлечении к административной ответственности  в виде штрафа на сумму 578 846 556 руб.

Все ТО ФАС России в округе, без исключения, возбуждали дела. 

 

 

 

Кол-во

 дел

Кол-во хоз.суб.

Кол-вл постановл.

Сумма штрафов,руб.

1

Алтай. респуб. УФАС

1

2

2

852 200,0

2

Алтайский краев. УФАС

1

2

2

5 156 202,0

3

Бурятское УФАС

2

5

7

7 833 935,33

4

Забайкальское УФАС

7

15

1

52 285 000,0

5

Иркутское УФАС

1

1

1

229 072 567,0

6

Кемеровское УФАС

1

1

1

158 159 643,7

7

Красноярское УФАС

21

24

2

26 305 000,0

8

Новосибирское УФАС

5

7

3

41 221 776,0

9

Омское УФАС

1

1

-

-

10

Томское УФАС

1

2

2

57100 000,0

11

Тывинское УФАС

1

5

3

860 232,0

12

Хакасское УФАС

3

55

-

-

 

Итого:

45

120

24

578 846 556,0

 

Возбуждено по статье 10 – 30 дел,

в том числе

Бурятское-1

Забайкальское -2

Иркутское -1

Красноярское -20

Кемеровское -1

Новосибирское – 4

Омское- 1

 

Возбуждено по статье 11- 15 дел

в том числе

Респ. Алтай -1

Алтайское краевое -1

Бурятия -1

Забайкальское -5

Красноярское -1

Новосибирское -1

Томское – 1

Тыва -1

Хакасия -3

 

Файлы для скачивания

Нефтепродукты по Сибирскому федеральному округу (бензин) 2008г.
Тип файла: doc
Размер файла: 0.25 МБ
Нефтепродукты по Сибирскому федеральному округу (бензин) 2009г.
Тип файла: doc
Размер файла: 0.24 МБ
Нефтепродукты по Сибирскому федеральному округу (дизельное топливо)
Тип файла: doc
Размер файла: 0.16 МБ