Аналитический отчет о последствиях приобретения ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» 100 % акций с правом голоса в уставном капитале ОАО «Птицефабрика «Евсинская» с учетом норм антимонопольного законодательства

 

Общие положения

Данный анализ проводится для рассмотрения уведомления ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» о приобретении 100 % акций с правом голоса в уставном капитале ОАО «Птицефабрика «Евсинская» в связи с тем, что приобретатель (ЗАО «Агрофирма «Лебедевская») и предприятие, акции которого приобретались (ОАО «Птицефабрика «Евсинская»), осуществляют деятельность на одном и том же оптовом товарном рынке с продуктовыми границами «яйцо куриное» и с географическими границами «Новосибирская область», и данная сделка могла привести к изменению ситуации на указанном оптовом рынке.

Цель исследования: установить факт наличия (отсутствия) возникновения или усиления доминирующего положения указанных хозяйствующих субъектов в результате приобретения  ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» 100 % акций с правом голоса в уставном капитале ОАО «Птицефабрика «Евсинская».

В ходе проведенного анализа использована информация, представленная Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке реализации яйца куриного, потребителей указанного товара.

Временной интервал исследуемого рынка определен в соответствии с п. 10 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом ФАС России № 108 от 25.04.06г.  (далее – Порядок), «в случае, если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке». Согласно Порядка для анализа данных рынков использовалась информация за 2006г., 1-е полугодие 2007г.

Продуктовые границы исследуемого рынка.

В соответствии с п. 5 Порядка «основным методом определения продуктовых (географических) границ товарного рынка является метод, предусмотренный подпунктом «а» настоящего пункта…», а именно «метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара…». Покупатели яйца куриного (ООО «ЭКЛОН», ООО «Авангард») представили в адрес Новосибирского УФАС России ответы о  невзаимозаменяемости товара «яйцо куриное» с другими товарами.

Товарной группе «яйцо куриное» соответствует в Общероссийском классификаторе продукции  (ОКП) код 984911 7.

Географические границы исследуемого рынка.

Основным методом определения географических границ исследуемых рынков, так же как и продуктовых границ, является в соответствии с п.5 Порядка «метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара…». Покупатели яйца куриного (ООО «ЭКЛОН», ООО «Авангард») представили в адрес Новосибирского УФАС России ответы о невзаимозаменяемости покупки этого товара в Новосибирской области с покупкой в другом регионе Российской Федерации.

Таким образом, рассматриваемый рынок является региональным. Условиями обращения товара, ограничивающими экономические возможности приобретения товара покупателями, является экономическая нецелесообразность приобретения яйца куриного за пределами региона.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики на территории Новосибирской области присутствуют следующие хозяйствующие субъекты – производители яйца куриного:

1.       ЗАО «Птицефабрика Посевнинская»;

2.       ЗАО «Агрофирма Посевнинская»;

3.       ОАО «Птицефабрика Нечаевская»;

4.       ОАО «Птицефабрика Евсинская»;

5.       ЗАО «Птицефабрика Каргатская»;

6.       ОАО «Новосибирская птицефабрика»;

7.       ОАО ППЗ «Новосибирский»;

8.       ОАО «Птицефабрика им. 50 лет СССР»;

9.       ЗАО «Агрофирма Лебедевская»;

10.    ОАО «Вознесенское».

Покупателями являются физические и юридические лица.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Согласно ответам, представленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, статистические данные по объемам ввоза и вывоза яйца куриного в государственном статистическом наблюдении отсутствуют, данные о продаже сельскохозяйственного сырья и продукции, не прошедшей промышленную переработку (яйцо птицы, картофель, овощи), в форме №1 – «Вывоз» не отражаются.

В соответствии с п. 38 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в зависимости от наличия информации объем рынка может определяться как произведение обоснованных норм потребления товара на душу населения.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики численность населения Новосибирской области на 01.01.2007 года составила 2 640 656 человек, объем среднедушевого потребления яйца куриного за 2006 год - 300 штук. Таким образом, объем рынка яйца куриного в Новосибирской области в 2006 году составил 792 196 800 штук.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») «доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) … совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов…;

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года…) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц».

На основании полученных ответов хозяйствующих субъектов выявлены 4 хозяйствующих субъекта – ОАО «Птицефабрика Евсинская», ЗАО «Агрофирма Лебедевская», ОАО ППЗ «Новосибирский», ОАО «Птицефабрика им. 50 лет СССР», доли которых на указанном рынке в течение полутора лет неизменно больше долей других хозяйствующих субъектов и превышают 8% каждая, а суммарная доля превышает 70%.

Доли каждого из вышеуказанных хозяйствующих субъектов на рынке яйца куриного за исследуемый период (2006 год – 1 полугодие 2007 года) изменяются менее чем на 8%, что говорит о малозначительности изменений долей.

Доступ новых участников на рынок яйца куриного затруднен, т.к. существует ряд барьеров (согласно ответам некоторых производителей яйца куриного, например, ЗАО «Птицефабрика Каргатская», ОАО ППЗ «Новосибирский»):

1. большая доля розничной торговли яйцом куриным принадлежит сетевым супермаркетам и гипермаркетам, условия работы с которыми (оплата т.н. «входных билетов», опоздания в расчетах после реализации на 3-4 недели, списание на «бой» товара) не устраивают многих производителей;

2. отсутствие сельскохозяйственных рынков, т.к. рынки г. Новосибирска стали универсальными и продажа яйца на них с автомашин запрещена;

3. кризис перепроизводства яйца куриного и низкая покупательская способность населения.

О  невзаимозаменяемости товара «яйцо куриное» с другими товарами указано выше в разделе описания продуктовых границ рынка.

Производители (ОАО «Птицефабрика Евсинская», ОАО «Птицефабрика Нечаевская», ЗАО «Птицефабрика Каргатская») и покупатели яйца куриного (ООО «Рамос», ООО «Авангард», ООО «Компания Холидей») представили в адрес Новосибирского УФАС России ответы о доступности информации о цене и условиях приобретения товара неопределенному кругу лиц.

Следует отметить, что рост цены на яйцо куриное не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар.

Определение уровня концентрации исследуемого рынка.

Коэффициент рыночной концентрации CR3 на рынке яйца куриного в Новосибирской области в 2006 году составил 72,39%.

Согласно п. 42 Порядка при 70%≤ CR3≤100% рынок следует считать рынком высокой концентрации. Таким образом, указанный рынок является рынком высокой концентрации.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Рынок яйца куриного в Новосибирской области является рынком высокой концентрации. Ни один из хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке, не занимает долю более 50%, т.е. отсутствует доминирующее положение в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона.

Выявлено коллективное доминирование четырех хозяйствующих субъектов – производителей яйца куриного: ОАО «Птицефабрика Евсинская», ЗАО «Агрофирма Лебедевская», ОАО ППЗ «Новосибирский», ОАО «Птицефабрика им. 50 лет СССР», в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, доля хозяйствующего субъекта - группы лиц ОАО «Птицефабрика Евсинская» и ЗАО «Агрофирма Лебедевская» - после сделки увеличилась, в соответствии с чем усилилось его доминирующее положение.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что сделка по приобретению ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» 100 % акций с правом голоса в уставном капитале ОАО «Птицефабрика «Евсинская» приведет к усилению доминирующего положения указанной группы лиц на рынке яйца куриного на территории Новосибирской области.