Обзор состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций

 

Данное исследование состояния конкуренции на рынке авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций проводилось в соответствии с Планом работы ФАС России по обзору и анализу товарных и финансовых рынков на период до 2008 года (п. 1.6 Приложения №1 Плана работы), утвержденного приказом ФАС России от 09.11.2006 года № 285, на основании методических указаний ФАС России от 14.02.2007г. (далее Методические указания).

Целью обзора является оценка конкурентной среды на локальных рынках в аэропортах федерального значения (за исключением аэропортов (аэродромов) военного назначения) и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынков для выявления наличия признаков нарушений антимонопольного законодательства.

Источниками исходной информации являются ответы на запросы Новосибирского УФАС России аэропорта федерального значения, находящегося на территории Новосибирской области, топливо-заправочной компании, действующей на территории данного аэропорта, оптового поставщика авиакеросина.

Временной интервал исследования – 2006 год в соответствии с Методическими указаниями.

Продуктовые границы изучаемых локальных рынков – «услуги по хранению авиакеросина», «услуги по заправке воздушных судов авиакеросином», «авиакеросин» в соответствии с Методическими указаниями.

Географические границы товарного рынка  - административные границы аэропортов федерального значения, находящихся на территории Новосибирской области, в соответствии Методическими указаниями.

Краткое описание локальных рынков региона (аэропортов):

На территории Новосибирской области находится один аэропорт федерального значения – Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (сокращенно ОАО «Аэропорт Толмачево»), место нахождения: Новосибирская область, г. Обь, аэропорт «Толмачево», удаленность: 17 км к западу от центра г. Новосибирска.

Объем грузопассажирского потока за 2006г.:

 

Показатели

Ед.изм.

2006г.

Пассажиров, всего

чел

1 656 901

в т.ч.                   -отправки

чел

772 340

                            -прибытие

чел

763 507

                            -транзит

чел

121 054

Груз и почта, всего

тыс.т.

16,2

в т.ч.                     -отправки

тыс.т.

5,6

                              -прибытие

тыс.т.

10,6

Аэропорт «Толмачево» является важнейшим инфраструктурным объектом Новосибирского транспортного узла. В «Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года» аэропорт «Толмачево» включен в состав формируемой опорной аэропортовой сети гражданской авиации РФ.

            Сведения о близости аэропорта к нефтеперерабатывающим заводам (далее НПЗ): Омский НПЗ – 600 км, Ачинский НПЗ – 600 км, Ангарский НПЗ – 2 000 км, Самарский НПЗ – 3 000 км, Орский НПЗ – 3 000 км.

Доставка авиакеросина возможна железнодорожным транспортом в цистернах, однако непосредственно с указанными НПЗ аэропорт договоров не имеет.

Участники локальных рынков:

На территории аэропорта работает одна топливно-заправочная компания (далее ТЗК) ЗАО «Аэропорт-Сервис» (сокращенно ЗАО «АС») (Новосибирская область, г. Обь-2, аэропорт «Толмачево»), осуществляющая хранение авиакеросина третьих лиц и заправку воздушных судов (далее ВС) авиакеросином третьих лиц.

ТЗК, оказывающие услуги по заправке ВС собственным авиакеросином, иные  хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по хранению авиакеросина, а  также ТЗК, ведущие деятельность с применением иных схем договорных взаимоотношений при хранении, реализации авиакеросина и оказании услуг по заправке ВС авиакеросином, отсутствуют.

86 авиакомпаний, заключивших договоры с аэропортом на обеспечение ВС авиаГСМ, используют аэропорт и осуществляют заправку/дозаправку на его мощностях. Заправку осуществляет ЗАО «Аэропорт-Сервис».

Основным поставщиком авиакеросина на территорию ОАО «Аэропорт Толмачево» является ОАО «Газпром нефть» (г. Санкт-Петербург). ОАО «Аэропорт Толмачево» получает авиакеросин от ООО «СИБЭКС» (Новосибирская область) и ООО  «АвиаСиб» (г. Новосибирск). Авиационное топливо поставляется с Омского НПЗ. Специфики и особенностей снабжения авиакеросином и оказания ТЗК услуг по хранению для третьих лиц нет. ЗАО «Аэропорт-Сервис» оказывает услуги по заправке воздушных судов только организациям-поклажедателям авиационного топлива, то есть ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Аэропорт Толмачево», им же оказывает услуги по хранению авиатоплива.

Ситуация на рынке (поведение участников):

ЗАО «Аэропорт-Сервис» в 2006 году не занималось реализацией авиатоплива. Тариф на услуги по заправке ВС входил в полном объеме в тариф на предоставление услуг по хранению авиакеросина и составлял в сумме 780 руб./тн. Скидки не предоставляются, дискриминация и ущемление интересов хозяйствующих субъектов на указанных рынках не наблюдается, признаки монопольно высоких/низких цен отсутствуют. По мнению ОАО «Аэропорт Толмачево», на стоимость авиакеросина влияет политика государства в области взимания пошлин, политика нефтяных компаний, взаимоотношения государства с нефтяными компаниями и сезонность, в частности, «замораживание» цен на автобензины и дизельное топливо на период сельскохозяйственных работ, что приводит к повышению нефтяными компаниями цен на авиакеросин для сохранения прибыли.

Инструкции по ценообразованию, иные документы, устанавливающие цену на топливо, комплекс услуг ТЗК или влияющих на них, отсутствуют.

Жалобы участников рынка отсутствуют.

Возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства нет.

Оценка состояния конкуренции:

            Уровень концентрации на локальных рынках:

·         по рынку оказания услуг по хранению авиакеросина – высокий;

·         по рынку оказания услуг по заправке ВС авиакеросином – высокий;

·         по рынку поставок керосина – высокий.

Виды рынков:

·         рынок оказания услуг по хранению авиакеросина – с неразвитой конкуренцией;

·         рынок оказания услуг по заправке ВС авиакеросином - с неразвитой конкуренцией;

·         рынок поставок авиакеросина - с неразвитой конкуренцией.

Факторы, ограничивающие конкуренцию на указанных рынках, не выявлены.

К барьерам входа на указанные локальные рынки можно отнести экономические ограничения, такие как необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на строительство новых ТЗК при длительных сроках окупаемости этих вложений.

Создание в аэропорту «Толмачево» альтернативной ТЗК не является экономически обоснованным и целесообразным при текущем объеме потребления топлива. Затраты на ее строительство будут не соизмеримы с экономической выгодой от его использования в ближайшие годы. Более того, в целях скорейшей окупаемости затрат на строительство возможен рост цен как на услуги по хранению, так и стоимости самого топлива.