Причины разницы стоимости авиаперевозок на региональных и магистральных маршрутах

В условиях рыночного ценообразования тарифы на авиаперевозки формируются не только под влиянием прямых операционных затрат (расходы на авиатопливо, аэропортовое обслуживание, приобретение и обслуживание воздушных судов и т.д.), но и иных факторов, связанных с объемами пассажиропотока на маршрутах, конъюнктурой рынка, динамикой спроса и предложения, сезонностью, глубиной продаж. 

 

Авиакомпании самостоятельно принимают решение о целесообразности выполнения перевозок по определенным маршрутам, исходя из экономической целесообразности и наличия стабильной коммерческой загрузки.

 

Следует принять во внимание то обстоятельство, что в текущей экономической ситуации затраты авиакомпаний существенно увеличились, что связано с ростом номинированных в иностранной валюте расходов по лизингу и техническому обслуживанию воздушных судов, ростом суммарной задолженности авиакомпаний и уменьшением возможностей для обслуживания долга. Данные условия, дополняемые существенным снижением пассажиропотока, прежде всего, на рентабельных международных авиалиниях, создают неустойчивую ситуацию на рынке авиационных услуг.

 

Себестоимость региональных перевозок существенно превышает себестоимость перевозок, осуществляемых по магистральным, прежде всего, московским направлениям. По данным Министерства транспорта Российской Федерации средняя стоимость авиаперевозки в расчете 1 пассажиро-километр на региональных авиалиниях в 4 раза превышает аналогичный показатель на магистральных линиях. Высокая себестоимость перевозки обусловлена существенно более низким по сравнению с магистральными направлениями пассажиропотоком, высокими расходами на обслуживание в региональных аэропортах, отсутствием достаточного парка воздушных судов средней и малой вместимости и т.д. 

 

На стоимость перевозки оказывает серьезное влияние не только спрос на перевозку, но и уровень конкуренции на маршруте: при отсутствии конкуренции или ее невысоком уровне (к таким маршрутам относятся, прежде всего, региональные и местные перевозки) стоимость предлагаемой услуги, как правило, выше, чем на конкурентном рынке. Как показывает проведенный ФАС России анализ состояния конкуренции на рынках авиаперевозок, выход на маршрут нового перевозчика снижает стоимость перевозки на 30%. Кроме того на стоимость авиаперевозки оказывает существенное влияние пассажиропоток на маршруте.

 

Разница в объемах пассажиропотоков на маршрутах определяет и существенные различия в уровне затрат, необходимых для организации и осуществления перевозок на сопоставимых по расстоянию маршрутах. Незначительный пассажиропоток препятствует приходу новых авиаперевозчиков на маршрут и, как следствие, препятствует развитию конкуренции на маршруте.